Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Невозвращение Александра Горского

Накануне своего 20-летия театр «Русский балет» впервые показал вечер «В честь Горского» — хореографа-революционера начала ХХ в., от которого для потомков сохранились лишь имя да неизменные строчки в учебниках по исто...

Ведомости / Среда 21 марта 2001
Накануне своего 20-летия театр «Русский балет» впервые показал вечер «В честь Горского» — хореографа-революционера начала ХХ в., от которого для потомков сохранились лишь имя да неизменные строчки в учебниках по истории балета.
У Александра Горского странная судьба: родившись и сформировавшись в Петербурге, он стал первым балетмейстером, уверовавшим в самостоятельные возможности московского балета, испокон века служившего бедной и бледной копией петербургского. Горский мучительно и долго создавал индивидуальный стиль балета Большого театра, преодолевая сопротивление коренных москвичей. Он ломал суровую стройность кордебалетных построений Петипа, избавлялся от бессюжетных красот, освобождал тела от условных пачек и колетов и самым совершенным 32 фуэте предпочитал свободную пластику в стиле Дункан. В балетном спектакле он мечтал увидеть воплощение идей Московского художественного театра.
Эпоха Горского продолжалась четверть века, он создал несколько десятков балетов. Но половинчатые реформы балетмейстера затерялись в тени революционных достижений его петербургского сверстника Михаила Фокина. «Московский Дон Кихот», как называли Горского современники, остался в их памяти маленьким робким человеком, похожим на провинциального учителя.
Но ни один из его спектаклей не сохранился для потомков. Даже «Дон Кихот», на всех афишах декларирующий родство с хореографом, судя по описаниям премьеры, имеет мало общего с подлинником. Потому задолго до премьеры в театре Вячеслава Гордеева балетная Москва была возбуждена слухами — «Русский балет» планировал не просто почтить память легендарного балетмейстера, но в соответствии с современной модой реконструировать фрагменты из его давно забытых спектаклей. Для театра, который не обладает элитными профессиональными кадрами и не может конкурировать в исполнении «Спящей красавицы», «Лебединого озера» и «Дон Кихота» с Большим и Мариинкой, это был шанс обзавестись уникальной коллекцией нетривиальной классики. К работе привлекли ветеранов из Большого и даже добрались до знаменитого архива Гарвардского университета, который год назад помог Мариинскому театру в реконструкции «Спящей красавицы» Мариуса Петипа 1890 г.
Однако архивный исследовательский пыл на новом вечере «Русского балета» улетучивается в первые же минуты представления, как только на сцену стройными рядами в сцене «Дно моря-океана» из «Конька-горбунка» выходят медузы в тех самых классических пачках, что вызывали ярость Горского. Сарацинский танец из «Раймонды» почти без изменений изъят из современного спектакля Большого театра. А ломавшая все каноны классической симметрии Сегидилья из «Дон Кихота», когда-то с возмущением воспринятая петербургско-московским балетоманским истеблишментом, ничем не отличается от лаконичных построений «Баядерки» и «Спящей красавицы». Трудно вообразить, что крупногабаритная королева московской сцены начала века Екатерина Гельцер позволяла подбрасывать себя в рискованных верхних поддержках в «Еврейской вакханалии», а похожий на античную колонну ее партнер Василий Тихомиров скручивал в «Дон Кихоте» свое тело в двойных sautes de basque. Лишь давно позабытая крошечная ориентальная вариация из «Раймонды» напомнила импрессионистские потоки фантазии Горского, его пренебрежение пуантами, любовь к свободной пластике и преклонение перед искусством Древней Греции.
При жизни Горского считали классическим неудачником. Свою репутацию он подтвердил и спустя 80 лет после смерти.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков