Театральная критикаГлавное участиеИмена многих лауреатов вызывали в зале изумлениеВедомости / Среда 20 июня 2001 Когда-то московский конкурс называли главным балетным событием четырехлетия. Остроумно закрученная интрига в трех действиях занимала даже тех, кто посещал театр раз в четыре года. А у колонн Большого театра рядом с советским развивались флаги США, Франции, Австралии, Германии, Дании. Интерес к конкурсу сохраняется и сейчас на третьем туре и заключительном гала-концерте звезд всех масштабов утрамбовывали в боковые ложи наряду с простыми смертными, а аккредитованные журналисты представляли не только российские, но и зарубежные издания. После провального первого тура мучительные экзерсисы дорвавшихся до сцены Большого театра маленьких лебедей, заботливо увековечиваемые мамами и бабушками на видеокамеры, уступили место балету. Тихий ужас наблюдателей сменился профессиональным интересом. Мировых открытий не случилось: две самые яркие фигуры украинец Леонид Сарафанов и китаянка Ван Циминь уже были открыты в Париже. К просмотрам во втором туре было допущено 72 человека (с дистанции сошли более половины участников), и это скорректировало безнадежно тоскливую картину первого тура. Зрелище могло бы стать даже эффектным, если бы не благодушие жюри: вопреки традициям всех международных конкурсов, на случай внезапного прорезывания юных дарований в финал пропустили 42 человека вместо 24. В Москве до финала добрались в основном те, кто уже хорошо знает, как их зарабатывать, и кого хорошо знают в балетном мире. На этой равнинной местности жюри должно было играть в старинную народную забаву как угодить всем. Ответ на неразрешимый вопрос не был найден и на этот раз. В младшей группе, в полном соответствии с традицией, самый приветливый прием клаки и жюри встретила ученица Софьи Головкиной второкурсница Московской академии хореографии Полина Семионова. Ее безусловный лирический талант был принесен в жертву взрослому партнеру, ради которого были выучены зубодробильные па-де-де из «Корсара» и «Лебединого озера». А незаслуженная победа лишь подрывает ее репутацию. Зато получившая серебро студентка Киевского хореографического училища Наталья Домрачева обладательница обширной коллекции международных наград хотя и утратила свой детский образ, но по-прежнему не знает проблем в сложнейших пируэтах, ее высоченные прыжки легки и бесшабашны, а апломб (на профессиональном балетном языке способность сохранять равновесие в любом положении) уникален. Жертвами неправильно подобранного репертуара стали единственный выступавший в дуэте юниор Александр Бутримович из Нижнего Новгорода и Александра Суродеева из Алма-Аты, на фоне которых особенно эффектно смотрелась в безыскусных па-де-де из «Фестиваля цветов в Дженцано», «Щелкунчика» и «Тщетной предосторожности» Мария Кочеткова еще одна студентка Московской академии хореографии. В конкурсе взрослых тоже первенствовали дуэты вопреки сложившейся в последнее десятилетие традиции. Лидерство Леонида Сарафанова на протяжении всех трех туров было бесспорным. Впечатления не испортил даже номер «Прощание с джунглями», предназначенный, видимо, для виртуозов стриптиз-шоу. Среди балерин таким же лидером была китаянка Ван Циминь, виртуозно стилизующая и «Спящую красавицу», и французский современный танец. Выбрав для ударного третьего тура безыскусное па-де-де из «Жизели», она оставила соревнование в точности двойных фуэте на долю соперниц, поразив несвойственной конкурсу осмысленностью роли. Рядом с этими танцовщиками бушевали страсти: любимцы публики Барбоса Роберта Маркеш и Пинто Тьяго Суареш (Бразилия), эффектно поданные в па-де-де из «Эсмеральды», терпели фиаско в «Тенях» из «Баядерки». Петербуржцы Оксана Кучерук и Роман Михалев (Театр им. Мусоргского), несмотря на обидный срыв партнерши во втором туре, броско танцевали па-де-де из «Дон Кихота». Главная неудачница конкурса, работающая в Пермском театре выпускница школы Королевского балета Великобритании Юри Хигучи (Япония), реабилитировалась в блестящей пародии на всю балетную классику сразу номере Раду Поклитару «Чокырлия (Жаворонок)» на музыку молдавской народной песни. Екатерина Шипулина и Руслан Скворцов из Большого театра, вступив в борьбу с собственной природой и исполняя темпераментные па-де-де из «Корсара» и «Лебединого озера», убеждали, что классический балет со времен Людовика XIV превыше артистической экспрессии и техничности ценит культ детали, безупречность выверенного жеста, деликатность манеры то, что принято называть стилем. К подлинной балетной жизни этот конкурс уже не имеет отношения: примерно через месяц в Праге будет следующий конкурс и на нем премии получат те, кого в Москве лишь поблагодарили за участие. Основные итоги IX конкурса артистов балета. Гран-при не присуждается. Младшая возрастная группа. Солисты. 1-я премия женская Куранага Миса (Япония). 1-я премия мужская не присуждается. Дуэты. 1-я премия женская Семионова Полина (Россия). 1-я премия мужская не присуждается. Старшая возрастная группа. Солисты. 1-я премия женская не присуждается. 1-я премия мужская не присуждается. Дуэты. 1-я премия женская делится Ван Циминь (Китай), Оксана Кучерук (Россия). 1-я премия мужская делится Сарафанов Леонид (Украина), Суареш Пинто Тьяго (Бразилия) |