Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Муляж Якобсона

На международном балетном фестивале Grand pas, который проходит на сцене театра «Новая опера», состоялся мемориальный вечер Леонида Якобсона, посвященный грядущему столетию хореографа. После почти 10-летнего перерыва Москва увидела его ле...

Ведомости / Понедельник 16 сентября 2002
На международном балетном фестивале Grand pas, который проходит на сцене театра «Новая опера», состоялся мемориальный вечер Леонида Якобсона, посвященный грядущему столетию хореографа. После почти 10-летнего перерыва Москва увидела его легендарные спектакли: цикл «Роден», одноактный балет «Свадебный кортеж» и сюиту из «Спартака».
VIP-публика, признающая балет только в «Лебедином озере», «Жизели» и «Щелкунчике», ловко пренебрегла этим вечером, хотя организаторы Grand pas в составлении программы фестиваля ориентировались именно на ее вкусы. В балетном мире Якобсон — символ искусства интеллектуального, рафинированного, рассчитанного на ценителей, а сам хореограф — мученик и жертва режима. Судьба питерца Леонида Якобсона очень похожа на жизнь его старшего современника и коллеги москвича Касьяна Голейзовского, когда-то тоже почти забытого, а ныне возвращенного в пантеон балетных богов. Они оба — выходцы из 20-х гг.: тогда, на излете краткого мига свободы самовыражения, который был спровоцирован революцией, на бесчисленных малопригодных для классических танцев эстрадах кинотеатров и летних парков заявили о себе несколько молодых одаренных хореографов. Впрочем, свобода оказалась призрачной, многие коллеги-ровесники отсеялись по дороге: уехал за границу Георгий Баланчивадзе, чтобы превратиться в Джорджа Баланчина, стал автором кондовых трудов по теории драмбалета Ростислав Захаров, оказался создателем официального шедевра («Ромео и Джульетты») Леонид Лавровский. Якобсон с Голейзовским взяли на себя роль генераторов идей. Оба искали генетические связи балета со смежными искусствами, преимущественно живописью и скульптурой. С юности хранили увлечение свободной пластикой, очень популярное в 20-х, но быстро выкорчеванное из-за идеологической неблагонадежности. За это их обвиняли в формализме и эротизме, а спектакли не допускали на академические сцены — Голейзовский поднимал балет в Средней Азии, Якобсон между постановками для учеников Ленинградского хореографического училища создал национальный татарский балет «Шурале». В 50-х оба все-таки вернулись в главные театры. Якобсон 20 лет был штатным балетмейстером ленинградского Театра оперы и балета им. Кирова, поставил там «Клопа», «Двенадцать» по Блоку, «Страну чудес», «Спартака» и бесчисленное количество номеров, часть из которых вошла в вечер «Хореографические миниатюры». У него танцевали Дудинская и Сергеев, Колпакова и Моисеева, Макарова и Барышников. Когда же хореографа вновь начали выкорчевывать из родного театра, организовал собственный ансамбль. Последний и привез в Москву восстановленные спектакли Якобсона. Государственный академический театр балета «Хореографические миниатюры» унаследовал от своего создателя несчастливую судьбу. После смерти Якобсона коллектив несколько лет держался на плаву: сохранял наследие мастера, был базой для самых ярких хореографов 70-х. Со временем новый руководитель «Хореографических миниатюр» Аскольд Макаров решил, что легче тиражировать Петипа на экспорт, тем более что за время бесконечных гастрольных «чесов» профессиональный уровень труппы снизился настолько, что вдова Якобсона — наследница авторских прав — запретила театру исполнение большинства его спектаклей.
Новый руководитель «Хореографических миниатюр» Юрий Петухов делает ставку на Якобсона. И относится к нему, как предшественник — к «Лебединому озеру». Струящаяся кантилена цикла по мотивам роденовских скульптур подменена гимнастикой. Балерины, забыв о «Вечных веснах», «Поцелуях», «Эсктазах» и «Вечных идолах», беспомощно виснут на неловких партнерах, лихорадочно нащупывая ногами спасительный пол. Изломанность «Свадебного кортежа», навеянного молодым Шагалом, — наиболее благополучной части программы — оборачивается простодушными притопами. Хуже всего обстоит дело с живописной избыточностью «Спартака». Вместо масштабной бытописательной фрески в стиле Брюллова — пафос борьбы с техническими рекордами, вместо смачно соблазнительной куртизанки Эгины — прыгающая огневушка-поскакушка, вместо монументальности Спартака — крупногабаритность холодильника «Стинол». Корявые тела, привыкшие к жестким каркасам классики, не знают, что такое пластика. Вместо шедевров в Москву приволокли муляжи. Якобсону не повезло в очередной раз. Но еще больше — московским зрителям, оторвавшимся от прогресса уже на полвека.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков