Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Женская роль

Самая популярная в мире балетная версия шекспировской трагедии доехала до России почти 40 лет спустя после лондонской премьеры. У Москвы не хватило терпения подождать еще полгода, чтобы увидеть ее в аутентичном исполнении Королевского балета Вел...

Ведомости / Вторник 15 октября 2002
Самая популярная в мире балетная версия шекспировской трагедии доехала до России почти 40 лет спустя после лондонской премьеры. У Москвы не хватило терпения подождать еще полгода, чтобы увидеть ее в аутентичном исполнении Королевского балета Великобритании, визит которого намечен на июнь: в Большом театре танцевала труппа миланского театра Ла Скала.
Гастроли были организованы по высшему разряду. Рекламные щиты в фирменном «скаловском» желто-красном колоре, на которых огромными буквами было выведено «Ла Скала» и крошечными — «Балет», затмили даже афиши Smokie и Максима Галкина. Можно было подумать, что предстоит «Богема» с Миреллой Френи, «Норма» с Кабалье и «Любовный напиток» с Паваротти. Видимо, поэтому за ценой не постояли: партер, место в котором в первый день гастролей стоило 10 000 руб., был почти полон, а припасть к великому искусству приехали не только действующие высокие чиновники, но и Борис Николаевич Ельцин.
Однако почтение к великому искусству требует великой выдержки. Прокофьев создавал свой балет по точным и жестким сценарным указаниям Сергея Радлова и Леонида Лавровского, которые в 30-х гг. задумывали «Ромео и Джульетту» как «наш ответ Петипа»: трехчасовой исторический спектакль с «достоверными» декорациями, шествиями, драками на шпагах и сотнями танцовщиков и статистов на сцене. Четверть века спустя после ленинградской премьеры, повторенной после войны в Большом, Кеннет Макмиллан, хотя и не был скован соцзаказом, ничего в режиссуре, а следовательно, и в хронометраже прокофьевского балета менять не стал. От себя он добавил в либретто Розалинду и превратил трех исполнительниц народного танца в смачно плюющихся проституток. Однако весь текст этого спектакля, растиражированного на весь мир в качестве классического, хранит восхищение балетом Лавровского с Улановой в главной роли. Несмотря на западное умение обозначить место действия одной деталью, на сцене выстроены дворцы, соборы и бальные залы в натуральную величину. Джульетта одета в те же легкие туники a la Боттичелли, а Монтекки и Капулетти — в тяжелые расшитые костюмы. Веронские площади так же, как у Лавровского, переполнены торговками с корзинами, прачками, слугами. Так же весь спектакль сопровождается звоном бутафорских клинков. Массовые танцы остались массовыми танцами, дуэты — дуэтами, а вариации — вариациями. Вслед за Лавровским у Макмиллана танцуют Ромео, Джульетта, Меркуцио, Бенволио, в качестве вешалки для балерины используется фактурный Парис, а Кормилица превращена в комическую старуху. Сохранены в неприкосновенности даже лейтмотивные движения — летящее grand jete Джульетты, благородный арабеск Ромео, маленькие стаккатные pas Меркуцио.
Полтора века назад именно так поступил с «Сильфидой» Филиппо Тальони датчанин Август Бурнонвиль: не желая тратить деньги на покупку спектакля, в который был влюблен, он на парижской премьере записал все, что можно записать в балете, — либретто, соотношение сцен с музыкой, костюмы, декорации и даже порядок и место выхода персонажей, а танцы сочинил заново. Однако хореограф Бурнонвиль оказался не менее талантлив, чем Тальони. Макмиллан на уровне подлинника удержал только два дуэта — в сочинении любовных адажио он действительно был непревзойденный мастер. Но, последовав примеру Лавровского и густо насытив своего «Ромео» пантомимой, он заставил Монтекки, Капулетти, патера Лоренцо и Герцога Вероны бесконечно махать руками (мне удалось понять смысл только одного жеста — бесконечно повторяющихся прижиманий рук Ромео и Джульетты к сердцу), кордебалет — носиться по сцене в однообразных танцах и соревноваться в высоте вскидывания ног и в больших прыжках с солистами, которые тонут на фоне роскошных тканей, призванных символизировать пеструю нищету толпы. Подавляющее величие рыцарской темы Прокофьева вообще досталось воплощать художнику.
Спектакль Макмиллана — это дефиле для роскошной труппы, где каждый волен демонстрировать собственный уровень профессионализма. Однако роскошным балет Ла Скала нельзя назвать уже лет сто. Давно хранятся в музеях и признаки былого величия — изданный в России в 1864 г. трактат Карло Блазиса по технике танца, бесконечные фотографии конторы Российских Императорских театров — первая Одетта-Одиллия Пьерина Леньяни, первая Принцесса Аврора — Карлотта Брианца, Анна Павлова на уроке у Энрико Чекетти… Сейчас в труппе Ла Скала гораздо больше красивых лиц, чем изящных ног. От прославленной итальянской школы, которая во второй половине XIX в. потрясла мир невиданными техническими достижениями, не осталось даже воспоминаний: все танцуют в гигиеничном общеевропейском стиле, молясь на чистоту позиций, выворотность, точность остановок после пируэтов. «Скамейка запасных» солистов в нынешнем Ла Скала невелика, хотя театр и привез в Москву целых три состава исполнителей всех сольных партий, переизбытка талантов не ощущается — Марта Романья, Джильда Джелати (Джульетта), Мик Дзени (Ромео), Антонино Сутера и Маурицио Личитра (Меркуцио), хотя и оказались профессионалами своего дела, несравнимы со звездной парой — Алессандрой Ферри и Роберто Болле. Для балета Ла Скала они такой же конвертируемый торговый знак, как Нина Ананиашвили — для Большого театра. Оба большую часть времени проводят вдали от Италии: Ферри — с American Ballet Theatre, Болле — с Королевским балетом Великобритании. Но закрытый на реконструкцию Ла Скала наградил Ферри уникальным званием prima ballerina assoluta, а Болле присвоил статус постоянной приглашенной звезды, и теперь их участие в зарубежных турне, которыми сейчас живет этот театр, обеспечено. В Москве обе звезды свой статус оправдали с лихвой. Об их исполнении можно написать тома исследований, но можно просто сказать, что теперь Джульетта в моем представлении всегда будет Алессандрой Ферри, хотя за роль Ромео Роберто Болле все же поборется с Андреем Уваровым. Однако их шести московских спектаклей они станцевали два. И мне жаль зрителей, зря убивших время на остальных четырех.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков