Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Золотой запас

Грузинский ансамбль танца еще хранит остатки традиций

Ведомости / Четверг 27 октября 2005
Национальный балет Грузии впервые за 20 лет выступил в Москве. Шеститысячный зал Кремлевского дворца был заполнен примерно наполовину — мало кто узнал под новым названием Ансамбль народного танца Грузии под руководством Илико Сухишвили и Нино Рамишвили. Но как и в старые времена на концерте каждый из зрителей почувствовал себя грузином.Картули, хоруми, карачохели — эти грузинские танцы кажутся такой же седой древностью, как многоголосное грузинское пение. Соблазнительно представлять, как из ворот высокогорной крепости, скользя в идеально плавном хороводе, появлялись 32 джигита и, едва показав строй, рассыпались группами, соблюдая идеальный хореографический рисунок в битве на мечах. Или как на балу у царицы Тамары оживала фреска — три красавицы, с ног до головы перевитые жемчугом и увешанные чеканкой. Однако до середины прошлого века национальная хореография была всего лишь этнографическим собранием разношерстных танцев. И только с появлением Игоря Моисеева, умевшего сделать шедевр из утренней зарядки, оказалось, что грузинские па можно подать так, что стадионы будут реветь в восторге. Создатели Ансамбля народного танца Грузии воспользовались рецептом Моисеева: попав в Кремль к Сталину, Илико Сухишвили танцевал перед ним так страстно, неутомимо и разнообразно, что получил добро на организацию собственного коллектива.
Сухишвили и Рамишвили не открыли нового жанра. Их талант был в другом: если Моисеев охватил танцевальный фольклор всего мира, то грузинам оказалось достаточно грузинских танцев. Основатели вложили в свое детище такой заряд, что оно живет и по сей день. Пережив смены формаций, распад государств и революции, Национальный балет Грузии остается настоящим золотым запасом страны. Создателей давно нет в живых (Сухишвили скончался в 1985 г., жена пережила его на 15 лет), и ансамбль стал семейным предприятием: им руководит их сын Тенгиз Сухишвили, его жена Инга Тевзадзе работает репетитором, новые программы ставит внук — Илико Сухишвили-младший, а костюмы придумывает внучка — Нино Сухишвили.
Новую программу легко отличить от классической хотя бы по костюмам. Вместо многоцветия и разнообразия Сулико Вирсаладзе, который на основе одного мотива создавал десятки различных костюмов, — массовое производство. Вместо тяжелых тканей, росшивов и вышивок, аппликаций и жемчуга — аляповатые тряпки, будто прибывшие со стамбульского базара. Невероятную хореографическую фантазию создателей ансамбля Сухишвили-младший подменил физкультурой: перенимая международный опыт, он в каждый номер вставил бодрую рысь ирландских шоу, женский танец разнообразил бесконечными батманами и всех вместе заставил множить трюки, доставшиеся от предков.
Но сохранены и номера, ставшие классикой грузинского танца, — они составляют первое отделение программы, которая оказалась в Москве транзитом из Лондона в Германию, Бельгию и Турцию. В них не нужны ухищрения света, спецэффекты, звук — хватает восьми музыкантов. Именно в них искры летят от мечей, на которых неистово дерутся мужчины, ни на секунду не замедляя вращения на коленях, а женщины скользят по сцене так, будто у них под ногами ледовая арена.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков