Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Тихий дедушка

Гастроли труппы Мориса Бежара прошли без привычного ажиотажа

Ведомости / Вторник 07 ноября 2006
Главный балетный революционер ХХ в. Морис Бежар в преддверии 80-летия собрал программу «Избранное», с которой его труппа Bejart Ballet Lausanne колесит по миру. В Москве гастроли прошли на сцене Концертного зала имени Чайковского. В зале не было не только театральной элиты, но даже учеников хореографического училища.Программу «Избранного» Бежар начал с последнего из созданных им спектаклей — «Искусство быть дедушкой». Едва свет в зале погас, на сцену выскочили восемнадцать мальчиков и девочек в телесных трико. Нескольких секунд хватило, чтобы рассмотреть, насколько разнородны эти танцовщики: у одного роскошные стопы французской школы, но нет вращения, у второй — редкой красоты фигура, при этом полностью отсутствует выворотность, у третьей устойчивость волчка, зато нет прыжка.
Такая разношерстность могла бы повергнуть в депрессию руководителя любой компании — ведь красота балета основана на соответствии внешнему стандарту. Но Бежар даже не думает маскировать их недостатки и различия. Хореограф живописно распределил танцовщиков по сцене и позволил им кувыркаться, потягиваться, подпрыгивать, привскакивать. Их молодость сегодня вызывает его восхищение, а профессиональные несовершенства — умиление.
Именно благодаря Морису Бежару балет — искусство для избранных — превратился в зрелище для всех. В начале 1960-х он первым перенес спектакли на стадионы, прокатив свою труппу «Балет ХХ века» по всем медвежьим углам мира, и подарил балету на несколько десятилетий популярность футбола, а сам стал культовым хореографом и единственным балетным членом французской академии. В конце 1980-х Бежар распустил авангардный «Балет ХХ века» и создал труппу, в названии которой важным было уже не время, а имя — Bejart Ballet Lausanne. Он передал ей многие из своих старых спектаклей — но и знаковые балеты хореографа изменились вместе с поколением артистов.
«Адажиетто», один из самых популярных балетов Бежара, без первого исполнителя Хорхе Донна потерял свою душу. Этот балет-монолог (как «Ромео и Джульетта» Лавровского без Улановой) превратился в другой спектакль: красивый, но неживой. В отличие от «Адажиетто» балет «Быть может, это Смерть?» оставляет артистам простор для интерпретации. Простота композиции этой цепи дуэтов мужчины с четырьмя женщинами, символизирующими этапы его жизни, позволяет сконцентрироваться на многозначности хореографии, которая прекрасно сочетается с вокальной музыкой Рихарда Штрауса. Молодое поколение артистов исполняет спектакль с тем кукольным задором, который знаком отечественному зрителю по многочисленным копиям «Лебединых озер».
Хореографа это не смущает. Бежар расстался с образом Мефистофеля и не пытается взорвать мир огненными полетами «Жар-птицы». Всю жизнь он прожил с репутацией бомбиста в хрустальном мире классического балета — чтобы теперь получать удовольствие от декларативного простодушия своих постановок. Бежар открыл для себя искусство быть дедушкой — спокойно наблюдать за новыми революциями и с мудростью относиться к тому, что бывшие поклонники его не воспринимают.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков