Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Декларация о намерениях

«Чайка» Джона Ноймайера перелетела в Москву

Ведомости / Понедельник 12 марта 2007
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко зазвал в свои отреставрированные хоромы на Большой Дмитровке Джона Ноймайера, одного из главных хореографов прошлого века. Это значит, что амбиции труппы более не ограничиваются премьерами местного значения.Джон Ноймайер работает в России не впервые: Мариинка и Большой несколько лет назад уже обзавелись его балетами — теми, что давно признаны шедеврами хореографа. «Чайка» к числу безусловных побед мастера пока не причислена. Но Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, ориентируясь на свою генеалогию, выбрал именно ее из полутора сотен названий в опус-листе Ноймайера. В «Чайке» есть все то, что позволяет русскому балету считать американо-германского хореографа продолжателем отечественных традиций: литературный сюжет, развернутая на два действия композиция, пуанты, обилие декораций и костюмов, а также душевные метания героев.
Обманчивое сходство с отечественными традициями уже ставило подножку постановкам Ноймайера в России: несмотря на многолетние мечты заполучить этого хореографа и бесконечно долгие переговоры, его спектакли не удержались ни в Мариинском театре, ни в Большом. Там их взяли приступом за несколько недель, но только приблизительно воспроизвели внешний каркас постановок — даже мучительно напряженного репетиционного процесса не хватает для того, чтобы войти в систему координат, которую хореограф создавал десятилетиями. Балеты Ноймайера устроены совсем не так простодушно, как выглядят из зрительного зала.
«Чайка» — плод многолетней любви хореографа к русской культуре и русской литературе. Тем не менее она сразу же выдает инородный акцент постановщика.
Вряд ли кто-то в России взялся бы ставить чеховскую пьесу на сборную музыку Шостаковича — от Второго фортепианного концерта до оперетты «Москва, Черемушки» и Пятнадцатой симфонии (в спектакле звучат также Чайковский, Скрябин и Ивонн Гленн, на музыку которой ставит свой балет «Душа чайки» Костя Треплев). В спектакле Ноймайера практически нет чеховского домашнего уюта, хотя сценография (принадлежащая самому хореографу) удивительно емко создает настроение: на сцене лишь ступеньки сбоку, ведущие в столичную жизнь, и помост в центре, за которым спускается то пейзаж в левитановском духе, то элементы квадратов Малевича. Нет в этой «Чайке» и никакого эквивалента чеховскому изобилию ничего не значащих слов, из которых незаметно рождается трагедия.
Ноймайер поменял профессии главных героев пьесы: Аркадина у него стала прима-балериной императорских театров, Тригорин — успешным балетмейстером-классиком, Костя Треплев — хореографом-новатором, а Нина — танцовщицей, попадающей в итоге в столичное варьете. Остальных персонажей постановщик свел до положения кордебалета (исключение сделано для Маши, которой достались два развернутых танцевальных фрагмента).
«Чайка» Ноймайера — балет о становлении нового искусства, нового танца. И хотя сам хореограф неоднократно признавался в любви к классическому балету, мало кто так язвительно, но упоительно точно пародирует его, как он, соединивший в спектакле Тригорина «Смерть чайки» лебединые трепыхания Одетты и завязывания в кольцо Актеона. Однако самыми интересными фрагментами спектакля становятся два дуэта Треплева и Нины Заречной. Ничего не декларируя, хореограф смешивает в них классические позиции с рискованными акробатическими поддержками, сломанными модерновыми линиями и простыми, практически бытовыми жестами. Именно это и есть современный танец, который утверждал в «Душе чайки» сто лет назад ноймайеровский Костя Треплев. И именно этот синтез — самое сложное, чем должны овладеть сегодня российские танцовщики, вымуштрованные в системе классического танца.
Самое важное в нынешней премьере — не то, что давно выпавший из балетных лидеров «Станиславский» теперь способен обзавестись модной европейской новинкой (первый показ в родном для Ноймайера Гамбургском балете состоялся меньше пяти лет назад), а то, что спектакль представил труппу, воспринимающую идеи хореографа.
Ансамбль «танцев Костиной мечты» не нес никаких родовых травм классического происхождения, точно воспроизводя модернистские сломы хореографии. В маленькой партии Маши Ольга Сизых прорвалась сквозь сложнейшие технические навороты к абсолютной естественности. В партии Аркадиной знаменитая московская Одетта Татьяна Чернобровкина продемонстрировала неповторимую пародию на свою коронную партию, а другая прима театра — Оксана Кузьменко, кажется, впервые в карьере воспользовалась возможностью предъявить актерскую эксцентричность, в стилизации под Павлову изобразив взбалмошную балетную звезду.
Главным открытием премьеры стали исполнители партий Нины (первый сезон работающая в труппе Валерия Муханова) и Кости (Дмитрий Хамзин и Алексей Любимов). В их отношениях со своими ролями нет ничего завоевательского — просто они нашли то единство жеста и движения, актерства и непринужденности, которого требуют спектакли Ноймайера. До «Чайки» никто из этой троицы не исполнил ни одной главной партии. Но хочется, чтобы они у этих танцовщиков появились — в балетах, которые не стыдно было бы поставить в один ряд с постановкой Ноймайера.
Публикации
Заявление АТК об увольнении Константина Райкина из Театральной Школы Константина Райкина
Ассоциация театральных критиков убеждена, что упразднение должности худрука приведет к уничтожению ВШСИ
15 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков о ситуации с Никитинским театром
Ассоциация театральных критиков - в связи с выселением Никитинского театра (Воронеж) из здания
04 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков в поддержку режиссёра Сергея Левицкого
Ассоциация театральных критиков - об увольнении художественного руководителя Русского драматического театра имени Н. А. Бестужева
02 апреля 2022

Письмо АТК о приостановке выпуска журнала «ТЕАТР.»
29 марта 2022

Все публикации
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков