Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Спектакль из страны чудес

Американские школьницы показали путеводитель по балету

Ведомости / Понедельник 27 августа 2007
ЭДИНБУРГ — В безграничной и разнообразной программе не знающего никаких формальных ограничений «Фринджа», который традиционно сопровождает респектабельный Эдинбургский международный фестиваль, в этом году нашлось место даже классическим пуантам и пачкам. Незамысловатая, но запоминающаяся детским энтузиазмом «Алиса в Стране чудес» американского Burklyn Youth Ballet идеально отвечает идее «Фринджа».Спектакли «Фринджа» в отличие от разовых топ-акций основного фестиваля идут в режиме кино — на каждом поддающемся расчищению квадратном сантиметре городской площади, от церквей до гостиниц и кафе, с девяти утра и далеко за полночь. В течение нескольких недель собирать зрителей изо дня в день удается далеко не всем труппам. Но актовый зал одной из бывших школ на «Алисе в Стране чудес» в исполнении Burklyn Youth Ballet, несмотря на раннее утро, не пустует. Разумеется, большинство зрителей составляют дети в сопровождении бабушек и дедушек. Но взглянуть на танцы двадцати американских школьниц приходят не только они.
Действие этого балета, поставленного Джоанной Уайтхилл и Робертом Ройсом на узнаваемую и фонтанирующую танцевальными ритмами музыку «Парижской жизни» Оффенбаха, длится меньше часа, персонажи легко опознаваемы даже без перечитывания Льюиса Кэрролла, а сюжет в изложении детей, непосредственно разыгрывающих каждый условный жест балетной пантомимы, выглядит гораздо более внятным, чем у профессиональных танцовщиков.
Игра в балет — жанр, который можно было бы с полным основанием указывать на программке, в которой, как в настоящем премьерном буклете, не только перечислены постановщики, исполнительницы всех сольных и второстепенных партий (в труппе только один мальчик — Майкл Уайтхилл, появляющийся на мгновение в начале и конце спектакля в роли брата Алисы), но рассказано о каждой из них. Эти тинейджеры, в крошечных американских городках занимающиеся в любительских студиях, приезжают в летние центры, существующие чуть ли не при любой балетной компании Соединенных Штатов. Там между плаванием, теннисом и кино они занимаются хореографией с профессиональными преподавателями. С ними же (направить несколько лучей на танцующих, сделать проекцию из фотографий цветов и птиц, включить на обыкновенном музыкальном центре компакт-диск под силу каждому) в конце стажировки готовят отчетный спектакль для пап и мам, которые приезжают полюбоваться на своих «совсем настоящих балерин».
«Алиса в Стране чудес» — как раз такой плод лета, проведенного школьницами от 14 до 18 лет в горах Вермонта в занятиях классикой, модерном и джазовым танцем. Эти невыворотные, не тянущие подъема, не прыгающие существа, большинство из которых и не претендуют на балетную карьеру, под воздействием аромата сцены, света, настоящих костюмов, грима, сценографии и нескольких десятков зрителей действительно превращаются в бабочку, и облако, и цветок, и саму Алису. В балете, поставленном с обязательным «взрослым» набором вариаций и невероятным разнообразием комбинаций классического танца (надо отдать должное, фантазия у дуэта вермонтских хореографов работает отлично), педагоги ловко демонстрируют таланты учениц, позволяя восхититься каждой: одна лихо вертится, другая резво скачет на пальцах, у третьей красивые руки, а четвертая, не обладая профессиональными навыками, просто бесшабашно смела.
Между прочим, в России сам жанр подобного спектакля тоже известен. Но, выходя на сцену, выпускники государственных хореографических школ преисполняются такой державной ответственности, таким стремлением к космической точности, что страшно даже заподозрить, что балет может для них быть не страшным карающим богом, а просто наслаждением — таким же, как болтовня с подружками по телефону и вязание одежды для любимого кролика (это из рассказов участниц Burklyn Youth Ballet, напечатанных в программке). Вероятно, поэтому в наших выпускных концертах все реже встречаются подобные спектакли — их заменяют лихие па-де-де из «Дон Кихота» да «Корсара».
А этой безыскусной «Алисе» никогда не пробиться на большие сцены и значительные фестивали. Однако на «Фриндже» она выглядит совершенно уместной, превращаясь в путеводитель по балету не только для участников, но и для зрителей. Публика эдинбургских фестивалей, состоящая в основном из молодежи, в мгновение ока стареет на классической части программы лет до 60-70. Но те энергия и энтузиазм, которые просто хлещут со сцены на представлениях «Алисы в Стране чудес», позволяют надеяться, что через несколько лет ее зрители придут и на балеты Форсайта.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков