Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Видения и вихри

Жан-Ив Тибоде одурманил филармоническую сцену

Ведомости / Вторник 11 апреля 2006
Концерт Жан-Ива Тибоде — очередной проект Московской филармонии и фонда “Музыкальный олимп”, прибавляющий нашей стране шансов стать частью мирового концертного пространства. Пусть и у нас играют те же артисты, чьи имена украшают афиши Нью-Йорка, Берлина и Токио. Их становится все больше, хотя организаторы обычно делают ставку на имена, знакомые публике. Знаменитый пианист москвичам доселе известен не был — разве что кто-то видел телепоказ итальянского концерта Чечилии Бартоли с Тибоде за роялем.
Новый знакомый из тех мегазвезд, чей репертуар, имидж и круг занятий досконально соответствуют статусу эксклюзивного артиста компании-гиганта. Его концертные туалеты проектировала Вивиан Вествуд. Его рояль звучит в саундтреках фильмов, в том числе “Портрет женщины” с Николь Кидман. Он играет не только классику, но записал и два джазовых диска: “Размышления о Дюке” и “Разговор с Биллом Эвансом”. Он не только играет на фортепиано, но и участвует в благотворительных делах.
Жан-Иву Тибоде 43 года, начинал он вундеркиндом, поэтому успел записать более 30 дисков. Жюри премии Grammy наградило его за собрание сочинений Равеля. Тибоде, как истинный француз, играет и Сати, и Мессиана, но Равель — его конек. В программе московского концерта был как раз Равель.
Впрочем, первое отделение было отдано Шуману — и этот выбор едва ли пошел пианисту на пользу. Слишком уж мощны у нас собственные традиции исполнения немецкой романтической музыки, слишком высоки образцы. Если короткую Арабеску Тибоде сыграл обобщенно изящно, местами показав очень прозрачно звучащие аккорды, то в Симфонических этюдах ему не хватило ни глубины, ни красоты, ни свободы. Возможно, такой вариант Шумана надо бы воспринять как галльский, рационалистичный, критический. Но в таком случае ясность фактуры должна быть безупречной, и уж совсем не место жесткому, затрудненному форте в правой руке.
Увы, этот недостаток остался и в Равеле. Даже в самых удачных номерах казалось, что левой рукой (и по качеству звука, и по точности) Жан-Ив Тибоде владеет лучше, чем правой. Цикл из трех поэм “Ночной Гаспар” был близок к идеалу. Пир оттенков, шорохов, звуковых загадок и пейзажей — от рояля Тибоде шло туманное марево импрессионизма, миражи качались на месте, превращаясь в вихри и тая на глазах. В “Благородных и сентиментальных вальсах” звук мог бы быть столь же изменчив и богат (да и всеми тремя педалями пианист орудовал виртуозно), но мешала собственно вальсовая основа. Видимо, Тибоде настолько индивидуалистичен, что Шуман не может заставить его браво маршировать, а Равель — сладко вальсировать. Состояния-сны, медитации и галлюцинации ближе музыканту, чем прелесть танцевальных жанров. Неясные поэтические образы милее, чем лирические излияния. А лучше всего удается музыка вроде равелевских “Виселицы” или “Скарбо”, в которой фундамент словно провален на дно, а слуху явлены одни украшения, блики и орнаменты.
Жан-Ив Тибоде оказался хорошим пианистом, хотя выяснилось это лишь к концу программы. Ее увенчали бисы — салонная пьеса Шуры Черкасского (спасибо за оригинальный выбор), “Смерть Изольды” Вагнера — Листа, сыгранная свободно и элегантно, и Ноктюрн Шопена, исполненный просто, без затей и тем весьма свежо.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков