Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Помещаю в книжку

Абонементы — зеркало спроса на классику

Ведомости / Четверг 18 мая 2006
Тенденция последних лет — интерес к классической музыке в России возрастает. Слушатель потихоньку отводит глаза от стандартной масскультуры, он стал платежеспособнее, его стало больше — и в столицах, и в городах России. Филармонические абонементы существуют с советских времен, но теперь, по наблюдению директора Московской филармонии Алексея Шалашова, “люди стали ассоциировать абонементы со значимыми для себя вещами”. В западных странах абонементы, или концертные серии, — основная форма торговли классической музыкой. К тому же идет дело и у нас. Практика продажи абонементов — альтернатива организации топ-событий, с их громкой рекламой, растяжками и биллбордами. Выбор абонемента по личному вкусу сродни выбору программы страхования, он требует знания источников информации, зато обещает досуг, спланированный на год по своему вкусу, гарантирует спокойствие и разумность трат.
Помимо филармонии абонементы распространяет и Дом музыки — 25 книжек, а с этого года и Консерватория — 32. Однако предложение филармонии — самое объемное. Причем филармония устраивает концерты и на сценах названных конкурирующих организаций. В этом сезоне абонементов прибавилось: их стало 130 против прошлогодних 117.
Больше стало, в частности, оркестровых абонементов. Серии по три-пять концертов имеют семь-восемь московских симфонических оркестров, кроме того, есть и три сборных абонемента, в рамках которых можно переслушать и сравнить несколько оркестров и дирижеров. Теперь филармония представляет все ведущие оркестры, включая и Российский национальный Михаила Плетнева, и Национальный филармонический Владимира Спивакова, и Оркестр Большого театра, отчасти и Большой симфонический им. Чайковского.
Продолжится оперный абонемент, а это значит, что на сцене зала им. Чайковского будут создаваться (время на работу режиссера — одни сутки) постановки опер, среди них “Царская невеста” Римского-Корсакова под управлением Владимира Федосеева и “Четыре девушки” Эдисона Денисова под управлением Геннадия Рождественского.
Если бы меня спросили совета, я бы безоговорочно рекомендовал два абонемента. Номер 9: Российский национальный оркестр (дирижеры Михаил Плетнев, Владимир Юровский, Кент Нагано). И номер 58: вечера фортепианной музыки (пианисты Михаил Плетнев, Лейф Ове Андснес, Анджела Хьюитт).
В рамках абонементов будут также дирижировать Юрий Темирканов, Джеймс Конлон, Александр Ведерников, Теодор Курентзис, Владимир Понькин, Юрий Башмет… Играть — Гидон Кремер, Виктор Третьяков, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Елизавета Леонская, Алексей Любимов, Вадим Репин, Борис Березовский… Петь — Джойс ДиДонато, Марина Домашенко, Владимир Галузин… Имена из бесконечного буклета я выбрал на свой вкус, но можно назвать и другие, еще более любимые публикой: так, персональный абонемент Дениса Мацуева смели с прилавков уже в первые дни продаж.
Филармония продолжит выводить на сцену молодых музыкантов. В прошлом сезоне цикл “Звезды XXI века” шел при полных сборах, и теперь филармонические эксперты намерены не упустить никого из перспективных лауреатов и покончить с существованием музыкантов в качестве “невостребованных талантов”.
Ну и наконец, число камерных, органных, детских, хоровых, фольклорных и джазовых концертов в разных залах — от симфонических до усадебных — не поддается исчислению.
Как всегда, количество и качество не идут рука об руку. Во многих абонементах соседствуют неравноценные дирижеры и солисты, исполнительский уровень может колебаться от высокого до среднего. Репертуар весьма редко отклоняется от среднестатистического. Позволить себе играть современную музыку или раритеты из прошлого могут только именитые исполнители, а вот звезды будущего обречены исполнять только заезженные классические концерты: слушателя невозможно зазвать на что-либо ему незнакомое.
По этой же причине новых для России исполнительских имен в абонементах мало, очень мало. Директор филармонии рассказал, что в прошедшем сезоне продать концерты Жана-Ива Тибоде, Андснеса, Лоры Клейкомб было нелегко. Между тем именно эти концерты повысили реноме филармонии в образованных слушательских кругах, именно на них появлялись рецензии в качественной прессе.
Но, повинуясь законам спроса, филармония все же не идет по легкому пути и избегает устраивать заведомо беспроигрышные концерты мировых поп-звезд от классики.
Отдельной строкой в будущем сезоне идет юбилейный фестиваль Шостаковича с долгожданным появлением Мстислава Ростроповича за пультом Госоркестра в день столетия композитора 25 сентября — но как раз этот концерт нельзя купить в абонементной книжке.
Чтобы придать концертному сезону подлинное разнообразие, усилий филармонии мало. Для этого требуется совокупность творческих инициатив, государственной и спонсорской поддержки, образовательных начинаний, создание системы грантов, предполагающей доверие к независимой экспертизе. Филармония же в состоянии обеспечить качественное функционирование музыкального рынка, что из года в год ей удается делать все лучше.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков