Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Компьютеры и поп-звезды вместо джаза

На трехдневном фестивале, часть сборов от которого обещано отдать в пользу WWF (Всемирного фонда дикой природы) , выступили более чем знаменитые гастролеры - квартет Джона Скофилда, бразильская певица-пианистка Таня Мария и звезда мировой эстрады Сезария Эвора. На разогреве у звезд были секстет "Игорь Бриль и сыновья" и квартет гитариста Ивана Смирнова.

Ведомости / Пятница 30 мая 2003
Как раз настоящего джазз'а на 5-м, т. е. в каком-то смысле юбилейном, фестивале фирмы компакт-дисков Boheme Music было не так уж много.
Собственно, "Богема" только в самом начале своей деятельности, в 1998 г. , обещала специализироваться на джазе, но после дефолта сразу же почувствовала, что на нем не очень заработаешь. И оперативно переключилась на переиздания классики и попсы из архивов "Мелодии". Соответственно, и на фестивалях "Богемы" выступали и народные хоры, и академические исполнители (впрочем, не первой десятки) , и диджеи, и даже православный священник (под фонограмму, которую сам же и называл бесовскими технологиями). Но в прошлом году состоялся настоящий прорыв: были приглашены два настоящих лидера европейского джаза - квартет норвежца Яна Гарбарека и Венский художественный оркестр. Фестиваль таким образом поднял творческую планку на такую высоту, что джазовая общественность целый год гадала, чем сможет удивить "Богема-джазз-2003"? Но организаторы переиграли ожидания общественности самым простым способом: они устроили фестиваль в самом большом и престижном концертном зале "Россия" и позвали давно раскрученных поп-артистов, которые призваны были этот зал заполнить. По правде говоря, аншлаг обеспечила только Сезария Эвора (был пущен слух о том, что после этого она прекращает публичные выступления) , в пении которой джаза не больше, чем у Аллы Пугачевой. Бразильская мулатка, давно живущая во Франции, Таня Мария была у нас по третьему разу (как и Эвора) , правда, до этого она выступала в элитарных клубах. Но Таня Мария, специализирующаяся на приджазованной самбе (если продолжать сравнение с нашими, то она - это франко-бразильская Лариса Долина) , - настоящий массовик-затейник. Ее квартет одинаково легко превращает любую вещицу от сентиментальной французской баллады Petite Fleur до экспортной бразильской песенки Aqua de Beber в sing-along, т. е. такой номер, когда любая публика - и элитного клуба, и целого стадиона - вскакивает со своих мест, подпевая и пританцовывая. Тем более что звонких обертонов в низком голосе 55-летней певицы осталось не так уж много, и она компенсирует это лихой игрой одновременно на синтезаторе и рояле.
Разогревавший публику перед Таней Марией квартет Ивана Смирнова, наоборот, все делал на полном серьезе. Самый славянский из всех наших виртуозов испанской гитары, он был единственным, кто вспомнил про дикую природу, предварив свою композицию "Долгое озеро" словами: "В детстве мы играли на берегу этого озера в индейцев. А теперь его уже и нет".
Объявляя последнюю композицию, Смирнов проговорился: "Надеюсь, в ней будет побольше джаза". Нет, джаза в ней было ровно столько же, сколько во всей его new world music - мира, в котором Аргентина (ритм танго) располагается недалеко от Балкан (мелодия будто из фильмов Кустурицы). Тем более что в качестве гостя на кларнете и разных народных дудках играл Сергей Клевенский, артистичный, но совсем не джазовый солист фолк-роковой группы Farlanders.
Секстет "Игорь Бриль и сыновья" начал с позывных того ансамбля, которым Бриль-старший руководил еще в середине 70-х - тогда маэстро обзавелся своим первым синтезатором. Это был явный намек - мол, я снова с электроникой. Правда, не покидало ощущение, что электрогитарист Роман Мирошниченко все-таки музицирует сам по себе, отдельно от всех остальных. Но, по большому счету, это был единственный джазовый коллектив на "Богеме-джазз" образца 2003 г.
При очевидной случайности соединения звезд с нашими разогревателями публики между ними можно было обнаружить глубинную связь: Иван Смирнов, к примеру, так же использует русские национальные мотивы, как Таня Мария - бразильские.
И секстет Бриля, и квартет Джона Скофилда реставрируют великого Майлза Дэйвиса, правда, наши музыканты - периода перехода с акустики на электронику в середине 60-х, а Скофилд - последнего этапа 80-х. Собственно, именно белый Скофилд вернул тогда афроамериканца Дэйвиса в лоно черных блюзов. И теперь по праву пользуется всеми наработками великого джазового трубача. Проект Uberjam - это, в сущности, тот же сплав джаза и рока, но средствами ХХI в. Не случайно ударник у Скофилда из блюз-рок-группы Average White Band, а гитарист Ави Бортник больше, чем на гитаре, играет на компьютере. По большому счету, компьютер как музыкальный инструмент, на котором музыкант импровизирует в реальном времени и в джазовом контексте, у нас увидели и услышали впервые. Показательно, что от всего обилия звуков (в частности, сэмплированного индийского пения в первой композиции) музыканты отказались, - явно, чтобы не было ощущения фанеры. Между прочим, индийский колорит тоже из хипповых времен Махавишну и Джими Хендрикса, а не из современной мировой музыки. Зато все остальное - и африканское регги "Тикатали", и высокотехнологичный джем-сейшн на тему Offspring - это джаз-рок наших дней. Так же отличающийся от отечественного джаза, как "Форд" от "Москвича". И ради того, чтобы быть в курсе, наши джазовые люди готовы простить "Богеме" любых поп-звезд.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков