Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Американская мечта выныривает в России

Саундтрэк фильма "Титаник" уже месяц лидирует в американских хит-парадах и будоражит российский рынок

Русский Телеграф / Суббота 21 марта 1998
Новость сезона № 1 -- включение киномузыки в местный обиход. Отделы саундтрэков уже появились в крупных магазинах и в переходах. В CD-формате переиздаются шедевры советского кино-музыкального искусства -- от "Служебного романа" до "Семнадцати мгновений весны". Но только в этом сезоне в России стали появляться -- с молниеносной скоростью -- и продаваться звуковые дорожки ко всем американским кино-бестселлерам, входящие в комплексный обед вместе с самим фильмом, майками и плакатами.
Несколько лет назад только одержимые меломаны заслушивались "Твин Пиксом" Анджело Бадаламенти и "Passions" Питера Гэбриэла (двойной альбом, из которого в фильме Скорсезе "Последнее искушение Христа" звучит реально минут 10 музыки). Теперь пиратские трэки, так же как тряпочные видеокопии, обнаруживаются на Горбушке еще до премьеры. Так было с "Джеки Браун", "Ромео и Джульеттой" (уличная эстетика, модные Garbage, Radiohead, трогательная песенка The Cardigans) и "Людьми в черном". Этот сборник рэп- и соул-музыки с двумя оригинальными темами мастера фантастически-приключенческого жанра Дэнни Эльфмана -- автора дорожек к двум "Бэтменам", "Марс атакует" и проч. -- почти целиком то, что в народе именуется "блатная кочерыжка". Гангстерский рэп, музыкальную пальцовку Эльфман переводит в фантастический, чуть ироничный план.
Лидеру же мировых продаж, саундтрэку "Титаника", ирония не свойственна. Это кино уже прозвали непотопляемым. Саундтрэк -- тоже. Он умудрился потопить в чартах долгожданный альбом Мадонны "Ray Of Light" -- первый после рождения дочки. За неделю после выхода "Луч света" был продан в темном царстве количестве 371 тысячи экземпляров (что сильно даже для Мадонны), но так и не перебил скучный и пафосный хит титанической Селин Дион. Композитор Джеймс Хорнер, чье волнительное и волнообразное звуковое творение номинируется на "Оскар" в компании с дорожками к фильмам "Амистад" (композитор -- Джон Уильямс), "Умница Уилл Хантинг" (Дэнни Эльфман), "Кундун" (Филип Гласс) и "Секреты Лос-Анджелеса" (Джерри Голдсмит), уже может быть доволен. Даже если по странной случайности ничего не получит.
На русском рынке из оскаровских номинантов лидирует именно сочинение Хорнера -- настолько же водянистое, вздымающееся громадой томных симфонических звучаний, с растворяющимися в них стилизованными волынками, арфами и флейтами Пана, насколько водянисто и само титаническое кино. За 4--5 дней из нового магазинчика в кинотеатре "Кодак-киномир" была раскуплена вся сотня экземпляров. Эта партитура -- из серии "эммануэльных" и "профессиональных" трэков. Она амбиентна ("атмосферна"), размыта, ландшафтна, напоминает одновременно поп-нью-эйдж "Энигмы" и стандарт заставок к олимпиадам и мировым чемпионатам по футболу. Звучать из каждого сигаретного ларька ей мешает малость -- нехватка простоты (отсутствием запоминающихся мелодических формул партитура претендует на серьезное художественное произведение). Она так сильно разочаровывает меланхолически-олимпиадной пустотой и разгулом сахарозы, что, кажется, сейчас послушать бы ну хоть спилберговского Уильямса с его тоже корабельным "Амистадом". Но последний сделан в той же технике и представляет тот же кислый Большой американский стиль (так обыкновенно звучат роскошные, идеологически правильные вертолетные съемки Большого Каньона, Ниагарского водопада и сюжеты про американскую мечту). Не ирландские напевы, но госпелы. Не бледные хоры утопленников, но красоты необыкновенной хоры замученных рабов.
Саундтрэка к "Амистаду", так же, как и к новому фильму Мартина Скорсезе "Кундун", на русском рынке не найти. Слухи о них передаются из уст в уста, о них шепчутся продвинутые меломаны, но широкая публика предпочитает "Титаник" (вот грамотный промоушн) и тарантиновские трэки. Отлично продается все -- от мастерски и смешно звучащего "Криминального чтива" до "Джеки Браун", хотя последний в отдельности до крайности скучен: ностальгически-ироническая стилизация попсы семидесятых лишена хулиганской бодрости и без сюжетных опор не работает совсем. Тем не менее раскупается.
Но несмотря на массовое увлечение киномузыкальными бестселлерами, качественная музыка в большинстве случаев доступна только в фирменном исполнении по дорогой цене и остается удовольствием для эстетов. Сумрачный "Кундун" Филипа Гласса -- редкий и занятный случай выразительного сочетания авторских клише и ориентального материала (разбегающиеся во все стороны глассовские триоли на суровых басах тибетских ритуальных труб). Еще более страшен и изыскан саундтрэк к линчевскому "Lost Highway". Кошмары в исполнении Мэрлина Мэнсона, "The Smashing Pumpkins", безысходные ледяные красивости линчевского любимца Анджело Бадаламенти и стильно сделанные, жутковатые шпионские трэки модного Барри Адамсона -- в обрамлении от Дэвида Боуи. Главный инопланетянин в поп-музыке, предмет собственного искусства, Боуи здесь -- как рамочка с виньетками. Что-то грустное и поэтичное начинает слышаться в тевтонской одержимости "Rummstein" и в глуповатом Лу Риде. В отблесках сигнального мерцания стеклянного глаза Боуи чудовищные и завораживающие трэки превращаются в строгую композицию.
Суета на русском рынке киномузыки привела к музыкальной возне в новом российском кино. Балабановский "Брат" был отмечен не только сам по себе, но и как первый в местном кинопроцессе опыт одновременной взаимной раскрутки фильма и альбома группы "Наутилус Помпилиус" . На лейбле "Длинные руки" ожидается "Музыка для декабря" Антона Батагова (трэк к одноименному фильму Ивана Дыховичного). Музыкальные эскизы Леонида Десятникова к "Закату" Зельдовича уже вышли на новом диске Гидона Кремера, посвященном киномузыке. А выход в прокат "Страны глухих" Валерия Тодоровского планировался -- по образу и подобию западных промоушн-компаний -- одновременно с майками и изданием на CD оригинального саундтрэка Алексея Айги. Впрочем, замысел пока остается нереализованным. Тем не менее попытки делать отечественные комплексные предметы масскультуры в соответствии с западными стандартами качества -- новость сезона № 2.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков