Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Большому кораблю большая музыка

Создатель саундтрека к "Титанику" Джеймс Хорнер награжден за глубину

Русский Телеграф / Среда 25 марта 1998
Бубнить что-либо ругательное об этом монументально-сопливом сочинении Джеймса Хорнера уже скучно. Конкуренты Хорнера -- титаны киномузыки Дэнни Эльфман, Джон Уильямс и Джерри Голдсмит, больше всего повлиявший на нашего героя, -- также воодушевления не вызывают. Кроме разве что Филипа Гласса с его сумрачной и выразительной ориентально-минималистской дорожкой к фильму Скорсезе "Кундун". Поэтому вслед за оскаровскими академиками предадимся псевдоакадемическому анализу мощной победительной партитуры.
"Титаник" Джеймса Хорнера -- автора музыки к "Аполлону-13", "Джуманджи", двум "Стартрекам" и еще около полусотни action --вышел на компакт-диске фирмы Sony Classical в ноябре прошлого года. И с тех пор, написанный в духе "Кармина Бурана", в стиле Эньи и большого футбола, удерживает первенство в мировых поп-чартах. Хотя сделан в традициях академической симфонической музыки.
Итак, в структуре этого длинного саундтрека отчетливо просматриваются черты сонатного аллегро. Мощное симфоническое развитие из одного тематического ядра -- с глубокими контрастами и архитектонической стройностью -- делает его бетховенски титаническим. Уже сам обобщенно фольклорный характер тематизма отсылает слушателя к бетховенской традиции. Выверенность гигантской кульминации в конце разработки (трек № 10, "Смерть "Титаника"") и строгая философская созерцательность медленных вступления и лирических эпизодов (треки № 1, 2, 4, 12) делают Джеймса Хорнера наследником великого композитора эпохи классицизма.
Рассмотрим тематизм и его развитие в "Титанике" подробнее. Медленное вступление сольной волынки, создающее мечтательное настроение, не содержит яркого тематического образования, однако уже в нем содержится то ядро, из которого в дальнейшем возникнут и главная, и побочная, и заключительная партии сочинения. Вслед за волынкой вступает труба с лирической темой свободного дыхания и большого диапазона. Это главная партия сочинения. Из ее ядра, содержащего поступенный мелодический ход, возникнет эпическая побочная партия (трек № 3). Вторжение главной (трек № 4) звучит в исполнении певицы Сессиль Киркебю. Заключительная -- торжественно ликующего характера -- написана на материале главной. Далее следует большая симфоническая разработка (треки с № 6 по № 9) с несколькими волнами кульминаций, в которой развивается весь тематический материал -- соло гобоя заглушается аккордами меди (особенно яростно звучит тромбон в низком регистре), соло свирели прерывают грозные раскаты литавр. Здесь мотивная работа композитора достойна великих образцов. А гибкость симфонически-синтезаторной оркестровой работы вызывает необычайно действенное впечатление. Реприза (с трека № 11), в коде которой появляется новая тема (трек № 14, "My Heart Will Go On" в исполнении Селин Дион), вносит успокоение и примирение. Величественная заключительная партия теряет первоначальную напряженность и приобретает характер побочной -- лирико-эпический.
Но главная бетховенская черта этого волнительного произведения заключается в том, что тема (главная, она же побочная) как две капли воды похожа на тему "Оды к радости" из Девятой симфонии немецкого классика. В варианте Хорнера звучит нечто вроде "Утопитесь, миллионы", и звучит гимнически.
Не знаю, как у академиков, а у меня эта обаятельная схожесть вызвала странное чувство. Как и вся затея, в которой музыка "Титаника" -- один из лучших спецэффектов. Не видно и не слышно, но работает.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков