Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Во славу Аполлона и Диониса

"Олимпийскую" программу Центра им. Вс. Мейерхольда продолжили гости из Польши. Центр театральной практики Гардзенице, как и многие экспериментальные театры, обращается к ритуалу и архаике. Но адресует свои необычные постановки не узкой группке театралов-интеллектуалов, а всем. У Центра Гардзенице нет отбоя от импресарио международных фестивалей. А для того, чтобы попасть на спектакли в самой Гардзенице, нужно предпринять ряд усилий.

Известия / Вторник 29 мая 2001
Гардзенице -- небольшая деревня на востоке Польши. От ближайшей станции -- несколько километров. "Часто в выходные можно видеть целые вереницы людей с рюкзаками, направляющихся к нам. Они приезжают со всего мира", -- рассказал основатель и художественный руководитель Центра Влодимеж Станевски. Его актеры живут в Гардзенице замкнутой коммуной. Репетируют, штудируют историю, изучают материалы фольклорных экспедиций, в которые отправляются не реже, чем на театральные фестивали. Жизнь в сельской местности в единении с природой помогает вернуть утраченное состояние "человека естественного". В постановках Станевски оживают те времена, когда песни и танцы рождались сами собой, повинуясь всплескам души.
"Метаморфозы, или Золотой Осел", показанные актерами из Гардзенице в Москве, основаны на античных песнопениях и ранних христианских гимнах. Сюжет романа Апулея едва угадывается. Музыкально-пластическая композиция сродни поэтическому произведению, в котором эмоции важнее интриги, а ассоциации и догадки норовят вытеснить конкретные образы. Под звуки экзотических инструментов -- маленького переносного органа, кифары, лирицы, тимпанов и вполне привычных цимбал и виолончели -- раздаются дифирамбы в честь Диониса и пеаны во славу Аполлона.
Игры и пляски превращают актеров то в резвых вакханок и сатиров, то в исступленных жриц и жрецов, то в бродячих комедиантов. "В этом спектакле мы впервые изменили свои воззрения и взяли музыку не у живых людей, а у камней, у живых камней. Поскольку многие из уцелевших памятников древнегреческой музыки V--II веков до н.э. -- те, что высечены на камне," -- комментирует Влодимеж Станевски.
Несмотря на "каменные первоисточники", искусство Центра Гардзенице иначе как огненным не назовешь. Актеры Станевски ни на минуту не забывают, что предками драмы были дионисийские игры, а первой сценой -- простая повозка.
У "Метаморфоз" была еще и вторая часть, больше похожая на лекцию, но вполне соответствующая названию. Режиссер приоткрыл некоторые секреты театральных превращений. На экране демонстрировались слайды античных памятников, актеры принимали позы богинь и менад, отдельные движения складывались в танцы. Эти античные танцы очень походили на гуцульские пляски, а песнопения, сочиненные Еврипидом, напоминали народные погребальные плачи Закарпатья, что тут же подтверждалось примерами. "Есть две культуры. Одна такая высокая, что ее даже не видно. А другая пала так низко, что мы уже не хотим ее увидеть", -- заключил Станевски. Его "Метаморфозы" невозможно отнести ни к первой, ни ко второй. И именно потому они в равной степени увлекают и театральных снобов, и неофитов.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков