Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В жанре триумфа

Концерт Гидона Кремера и оркестра "Кремерата Балтика"

Известия / Среда 14 марта 2001
Знаменитый скрипач выступил в Большом зале консерватории в качестве прошлогоднего лауреата премии "Триумф". Концерт был подверстан к турне по Прибалтике, которое Кремер совершает со своим камерным оркестром. Программа была исполнена при полном зале с большим успехом, хотя состояла сплошь из неизвестных сочинений.
Уже в третий или четвертый раз Кремер приезжает в Москву со своим камерным оркестром "Кремерата Балтика". За несколько лет молодежный оркестр, составленный из музыкантов, набранных в трех прибалтийских странах, превратился в отличный слаженный коллектив. Теперь "Кремерата Балтика" -- это компания превосходно играющих современных модных молодых людей. Опытный Кремер, выступающий с ними то как солист, то как концертмейстер, то как закулисный режиссер, словно сбрасывает груз лет и прибавляет к своему имиджу стильность нового поколения -- а его партнеры своей молодостью как бы сертифицируют актуальность сегодняшних интересов своего лидера и наставника.
Гидон Кремер -- один из немногих музыкантов, чья популярность собирает полные залы на программы, составленные из современных сочинений. Не уставая находить и заказывать новую музыку, Кремер делает фигурантами европейской сцены все новых композиторов из России. Открывалась программа сочинением его старого героя -- Арво Пярта, одного из самых мощных представителей той современной музыки, что продается широкому слушателю (а не специальной аудитории). Опус Пярта "Orient -- occident" ("Восток -- Запад"), еще не исполнявшийся в России, сочетает эзотеричность с эмоциональностью, а строгую систему письма западного композитора -- с прихотливым восточным ладом. Подопечные Кремера играли замысловатого Пярта без его участия; сам он вышел на сцену, чтобы представить главное событие концерта -- российскую премьеру "Русских сезонов" Леонида Десятникова.
По количеству и качеству идей "Русские сезоны" не уступают десятниковскому хиту -- саундтреку к фильму "Москва". Десятников написал русские "Времена года", в которых есть одновременно четыре большие части (как у Вивальди) и двенадцать маленьких (как у Чайковского). Название отсылает к Дягилеву, музыка -- к Стравинскому, как и народные тексты (партнершей Кремера выступила точная и умная певица Юлия Корпачева); наряду со Стравинским в партитуру просачиваются современные американские минималисты и анонимные сочинители ритмически изощренных ренессансных танцев. Все объединено ненавязчивой русской интонацией, которая обнаруживает себя и в ритуальной, и в лирической ипостасях. Больше всего в "Сезонах" танцевальности, упругих ритмов и острых синкоп -- их дарование Десятникова, хрупкое и рафинированное, оберегает от агрессии и брутальности. Гидон Кремер, неподражаемо солировавший и пританцовывавший в кругу оркестра, праздновал победу как заказчик -- он подарил миру музыку, счастливо объединившую талант и расчет.
Тем временем успех рос от номера к номеру; после блестяще сыгранного до-минорного Квартета Шуберта (в оркестровом варианте) настал черед Листа в творческом переложении Сергея Дрезнина. Лист перекладывал скрипичные опусы Паганини для рояля, здесь же его собственную многословную фортепианную фактуру, напротив, решили разложить на сольную скрипку и струнный оркестр -- получился концерт-фантазия "По прочтении Данте". Жертва популярному жанру обработки-рекомпозиции была принесена, Дрезнин, недавно отлично переложивший для Кремера Дунаевского, и в этот раз потрудился на совесть, но более чем в череду утомительных эффектов новоиспеченный романтический опус не вылился -- в данном случае замысел себя не оправдал. Еще менее убедительной оказалась "Маленькая Данелиада", написанная Гией Канчели к 70-летию собрата-режиссера, -- скучноватый ностальгический капустник, годный скорее для Дома кино, чем для консерватории. На бис Кремер, как всегда, развлекал -- грустно (квазитангошка Георга Пелециса), пряно (неизменный Пиаццола) и до упаду весело ("8 1/2" Нино Роты с театральными гэгами, в которых особо блистал потешный паренек из группы вторых скрипок). Концерт Гидона Кремера и оркестра "Кремерата Балтика" стал целой коллекцией триумфов -- распорядители премии не ошиблись в своем выборе.

Современные русские композиторы: Леонид Десятников, Гия Канчели, Георгий Пелецис, Арво Пярт
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков