Театральная критикаБедный ПавелВ Большом театре -- премьераИзвестия / Суббота 26 февраля 2000 "Русский Гамлет" ("Сын Екатерины Великой") -- новое творение известного питерского хореографа Бориса Эйфмана. Собирающимся на эту премьеру знания по русской истории лучше оставить дома. События второй половины XVIII века трактуются весьма вольно. Впрочем, художника следует судить по его законам. А Эйфман своим законам изменять не любит. Рецепт изготовления спектакля он открыл давно, и каждый раз подгоняет новый сюжет к проверенной схеме. "Русский Гамлет" -- не исключение. В центре -- благородная душа, отверженная миром. Вокруг -- воинствующее зло (так было и в "Карамазовых", и в "Чайковском", и в "Красной Жизели"). Не случайно Эйфмана заинтересовали молодые годы Павла (тогда к царевичу прикрепилось прозвище "российский Гамлет"), -- балет о годах деспотичного царствования в схему Эйфмана уже не уложишь.
Будущий царь у Эйфмана -- ангел, по недоразумению попавший в ад. Противопоставления прямолинейны. Неистовая пляска убийц Петра III сменяется умильным танцем нянюшек вокруг колыбельки Наследника. За безобразной оргией следует лирический дуэт. Эпизоды монтируются встык. Счастье мгновенно уступает место страданиям и потрясениям. Легкомысленные танцы -- пластической патетике. Образ "вывихнутого века" дополняют декорации Владимира Окунева -- опрокинутый купол величественного классицистического здания. Еще миг -- и начнется землетрясение. Но начнется лишь во втором акте.
Оркестр под управлением Марка Эрмлера сменит Бетховена на Малера, и из разверзшейся бездны выползут призраки. Павел окончательно превратится в Гамлета. Сцена мышеловки, дуэль с Фаворитом-Клавдием, тряпичная Смерть, обвивающаяся вокруг трона Екатерины-Гертруды -- балетмейстер не скупится на зрелищные эффекты. Выстраивает пирамиды из кордебалета, протягивает из кулисы в кулису золотые шлейфы-полотнища, высыпает на сцену полк картонных солдатиков... Эйфман делает публике и понятно, и красиво. А что история пересказывается в духе глянцевых дамских журналов, -- дело десятое. Хореография Эйфмана оказалась балету Большого вполне по плечу. В труппе есть яркие танцующие актеры -- Мария Александрова, Дмитрий Гуданов, Анастасия Яценко, Дмитрий Белоголовцев. И задачи, предлагаемые им постановщиком, могли бы быть и тоньше, и разнообразнее.
ПОДПИСЬ 1: Призрак-мститель выглядит вполне устрашающе
ПОДПИСЬ 2: Екатерина иногда похожа на Аврору из "Спящей красавицы", но это -- маска злодейки
|