Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Прощание с Бахом под Рождество

Баховский цикл, прошедший в России благодаря немецким просветителям -- Гете-институту и посольству Германии, завершен. С небольшим опережением христианского календаря в Москве и Петербурге была исполнена "Рождественская оратория".

Известия / Понедельник 18 декабря 2000
В программе баховского года, проводившегося в знак 250-летия смерти Баха, значилось около 15 концертов, большинство из которых состоялись и имели успех -- и те, в которых Бах игрался как таковой, и те, где он был поводом для творчества современных авторов. Таким образом, Бах полностью доказал свою актуальность, в которой, собственно, никто и не сомневался. А наиболее крупные его сочинения -- с хором, оркестром и певцами -- неизменно собирали полный до краев Большой зал консерватории и соборы.
Для московского слушателя костяк цикла составили "Страсти по Матфею", исполненные в июне (дирижер Фолькер Хемпфлинг), "Страсти по Иоанну" (дирижер Петер Шрайер), Месса си минор (дирижер Рудольф Баршай) и, наконец, "Рождественская оратория" (дирижер Хельмут Риллинг). С каждым из дирижеров пели привозные немецкие солисты. Лучшим в этом ряду был Петер Шрайер со "Страстями по Иоанну", который не только дирижировал, но и пел партию Евангелиста, что ему блестяще удавалось делать по всему миру уже многие годы; кроме того, у Шрайера был самый крепкий комплект солистов (а хороших солистов привезти в Москву очень трудно), отличный хор из Лейпцига и, что важно, московский ансамбль, специализирующийся на старинной музыке, -- консерваторская команда Назара Кожухаря.
У Хельмута Риллинга, завершавшего цикл "Рождественской ораторией", силы были послабей: из солистов на действительно высоком уровне пел только тенор из Техаса Джеймс Тейлор. Хор Академии хорового искусства Виктора Попова справлялся с музыкальным текстом, но был далек от специфики барочного звучания. То же самое можно сказать об ансамбле "Виртуозы Москвы", наконец-то выступившем отдельно от Владимира Спивакова. Что было у Риллинга очень хорошо, так это деревянные духовые -- флейты, гобои д'амур и гобои да каччиа (звучащие пониже и повкуснее обычных гобоев) и группа континуо (басовые инструменты с органом), удовольствию для ушей иногда угрожали не всегда стабильные трубы. И очень хорош был сам Риллинг -- точный, ясный, прекрасно понимающий того Баха, которого он делал. Из шести частей оратории он оставил только четыре, которые провел в четких, контрастных темпах, уверенно и ярко.
Хельмут Риллинг -- лидер музыкальной жизни Штутгарта, глава Баховской академии -- дирижирует в Москве далеко не впервые, более десяти лет назад он впервые приехал к нам на голую почву учить играть Баха по-баховски. Нет сомнения, что наши музыканты многому у него научились. Однако русские стационарные оркестры по-прежнему для барочной музыки не годны; а те, кто занимается барочным музицированием специально, берет пример уже не с Риллинга, ставшего несколько старомодным, а с прогрессивных аутентистов вроде Гардинера или Херревеге.
Таким образом, московский "Год памяти Баха" обозначил парадокс: Бах, любимый слушателями, не стал для исполнителей "своим" композитором. Он или остается достоянием узкой искушенной аудитории, которая воспринимает аутентичное музицирование как некую оппозицию общему духу музыкальной жизни, или звучит слишком по-русски -- даже под управлением таких мастеров, как Риллинг. Факт, однако, что русская публика любит Баха в любом приготовлении.
ПОДПИСЬ:
Хельмут Риллинг исполняет "Рождественскую ораторию" Баха
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков