Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Пришлые люди ставят планку

В ходе традиционного фестиваля на сцене Пушкинского музея прошли концерты двух британских певцов, знаменитых на весь мир. Каждый из них представлял определенную линию в современном вокальном искусстве.

Известия / Воскресенье 10 декабря 2000
Фестиваль "Декабрьские вечера", в этом году составленный особо качественно, представляет нам не просто мировых звезд (а в том, что оба певца, доставленные к нам с помощью Британского совета, относятся к звездам первой величины, сомневаться не приходится) -- он представляет исполнителей, знаковых для ведущих категорий современного исполнительства. Российский слушатель, у которого ко всему особый счет, обязан теперь не только радоваться, но и распихивать свои впечатления по имеющимся в его музыкальной памяти карманам.
Трудно сказать, кто из двух певцов -- Майкл Чанс или Барбара Бонней -- современнее по духу. Один поет удивительным контртенором репертуар трехсотлетней давности, другая снабжает блеском своего великолепного сопрано музыку более знакомую -- Брамса, Шумана, Рихарда Штрауса.
Для нас, возможно, чуть актуальнее английский контртенор -- просто потому, что мы как раз наверстываем свое отставание от мира в области исполнения старинной музыки аутентичным образом. В то время как в области камерного академического вокала нам есть что вспомнить и с чем сравнить.
Английские контртеноры -- часть мифа о старинной музыке, какой она должна быть в нашем представлении. Иногда нежные и чахлые, иногда идеально бестелесные, они являют собирательный образ всего того, что противостоит здоровой романтической чувственности. Те из наших слушателей, кто сходил с ума по пластинкам Альфреда Деллера или Рене Жакоба (а параллельно они слушали, может быть, "Пинк Флойд"), теперь услышали контртенора нового, действующего поколения, впитавшего все лучшее от своих предшественников. Майкл Чанс -- певец-интеллектуал весьма широкого профиля; он поет и Баха, и Генделя, и Глюка, и даже современную музыку. А то, что в Москве мы отщипнули только частичку его репертуара в виде лирических баллад, спетых под тихую лютню Найджела Норта, можно расценить как роскошь. Вокальная музыка шекспировских времен несложна вокально, и Майкл Чанс не ставил целью поразить нас чудесами виртуозности. Зато композиторы той поры -- Томас Кэмпион, Джон Дэниэл и, конечно, мрачный гений Джон Дауленд, послуживший прототипом Гамлету, -- вложили в свои творения множество сложных, очень личных эмоций: эти простые на первый взгляд песенки написаны отнюдь не на потеху толпе. В то время как немцы-лютеране говорили музыкой с Богом, англичане, не столь свободные в церковном ритуале, находили выход персональному высказыванию в светских песнях. Концерт Майкла Чанса не был просто игрой в стиль -- витиеватые баллады лились из уст современного джентльмена с присущей им серьезностью и поэтической страстью. Для того чтобы проникнуться ею, слушателю, вслед за певцом и лютнистом (пара вещей прозвучала и в его сольном исполнении), нужно было совершить двойную операцию: сначала избавиться от всех эмоций, которые изобрело искусство недавних веков, достичь прозрачности и бесплотности, сесть на краешек стула и услышать тишину, а затем идти в обратном направлении, стараясь находить максимальные эмоциональные контрасты в весьма относительном диапазоне красок контртенорового пения -- от пианиссимо до негромкого форте, от теплого, как каша, нижнего регистра до тоскливого (и стоящего очень много фунтов стерлингов) верхнего.
Барбара Бонней представляла другую линию -- камерное пение, практикуемое оперными исполнителями. Бонней славится как исполнительница опер Моцарта и Рихарда Штрауса, но в концерте пела Брамса и Шумана. Если бы мы никогда не слышали Лотте Леман и Элизабет Шварцкопф (опять на пластинках, конечно), мы бы остались очень довольны и разве что попеняли бы на невыразительную игру аккомпаниатора Малколма Мартино. Зато во втором отделении, когда очередь дошла до Вольфа и Сибелиуса (а на бис прозвучал и Рихард Штраус), Барбара Бонней вовсю проявила и свой талант оперной актрисы, и свой голос -- красивый, объемный, с отменным диапазоном (вплоть до смачных низких нот) и большим набором красок, которыми певица управляла с отменным мастерством.
Майкл Чанс и Барбара Бонней, для московской публики новые лица, задали "Декабрьским вечерам" планку качества. Есть все основания предполагать, что фестиваль не уронит ее и впредь.
ПОДПИСЬ:
Знаменитая Барбара Бонней дебютировала в Москве
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков