Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Рок, смерть и детство

П. Чайковский. Пятая симфония. Венский филармонический оркестр. Дирижер Валерий Гергиев. Philips 462 905-2...

Известия / Понедельник 23 октября 2000

Завоевание Зальцбурга

П. Чайковский. Пятая симфония. Венский филармонический оркестр. Дирижер Валерий Гергиев. Philips 462 905-2
Запись сделана живьем на Зальцбургском фестивале в 1998 году. Это сейчас Валерий Гергиев приезжает на главную фестивальную сцену Европы со своим Мариинским оркестром и певцами на правах завсегдатая: два года назад он еще был там в новость и дирижировал, как и другие приглашенные маэстро, базовым оркестром фестиваля -- венскими филармониками. Этот оркестр, возможно, лучший из европейских, славится высочайшей культурой звука, идеальной слаженностью и балансом. Любая из записей оркестра может служить его визитной карточкой -- но только не эта.
Запись Пятой симфонии Чайковского -- не просто пример того, что может сделать властный маэстро с высококлассным оркестром, -- это тот случай, когда власть дирижера над оркестром приобретает экстремальное выражение. Шедевр Чайковского исполнен сверхэмоционально -- его невозможно слушать, развалясь на диване: вашему рецензенту пришлось по гергиевской воле вскакивать с места и размахивать руками, что же тогда говорить о чутком, послушном оркестре?
Ужаснув тяжким дыханием тавтологических повторов вступления, Гергиев пускается в Аллегро, обращаясь с темпами необузданно свободно. Он усиливает контрасты до пределов возможного, замедляя, укрупняя и усиливая лирические фразы и стремясь быть исчерпывающе услышанным, а затем за считанные мгновения стремительно ускоряет темп и взгоняет звучность до кипения. Такого не было ни у Мравинского, ни у Караяна. Бетховенские струнные и рихардоштраусовские медные проливают семь потов во славу Петра Ильича, опираясь на чисто гергиевские хрипящие контрабасы. Оркестр подчинен дирижеру до такой степени, что лишается собственной гравитации. В медленной части Гергиев тоже не дает Чайковскому ни минуты философского спокойствия: валторнист играет свое знаменитое соло словно на поводке, а вторжение темы фатума становится лишь одним из тектонических сдвигов. Никакого успокоения нет и в вальсе: это бальная сцена с персонажами, наполненная живым волнением; перед глазами встает театр. Оправдать концовку с приклеенным к вальсу лейтмотивом удавалось мало кому из дирижеров: у Гергиева она звучит как проход фатума с войском за театральными кулисами. Начало финала симфонии предстает картиной из вагнеровской оперы -- с маршем и рыцарями, трубами и знаменами; потом все, люди и рок, соединяются в стремительном марше (впрочем, пары фраз у валторны и кларнета мне жаль -- они куда-то спрятались).
На Philips не прогадали, решив выпустить "живую" запись своего эксклюзивного артиста. Шероховатости, которые можно пересчитать по пальцам, искупаются ошеломляющим напором исполнения. С последним аккордом из зала раздаются вопли, свидетельствующие о том, что искушенная публика зальцбургского Фестшпильхауза впала в состояние первобытного экстаза.
Кантор-домосед стал пилигримом
И.С. Бах. Кантаты: "Actus tragicus", траурная музыка BWV 106; Мотет BWV 118/231; Траурная ода BWV 198. Нэнси Арджента, Майкл Чанс, Энтони Ролф Джонсон, Штефен Варко. "Монтеверди-хор". Ансамбль "Английские барочные солисты". Дирижер Джон Элиот Гардинер. Deutsche Grammophon 463 581--2.
Этот диск -- из серии, которую выпускает Archiv Produktion (подразделение DG, специализирующееся на старой музыке) к 250-летию смерти Баха. В течение всего печально-юбилейного года Джон Элиот Гардинер со своими музыкантами колесит по Европе, исполняя баховские кантаты в церквах, причем в точности в те дни церковного календаря, для которых они были предназначены. Серия "Bach Cantata Pilgrimage" включает 12 дисков с избранными кантатами, записанными еще 10 лет назад. Выбор и компоновка кантат тщательно продуманы: например, данный диск объединен траурной темой. Бах жил со смертью рука об руку: много раз посещавшая большую семью Баха, она была и обыденным поводом для его трудов. Сочинявший по долгу службы или на заказ траурные кантаты, Бах скорбен, но не трагичен, покорен высшей воле, но не слеп; он непрерывно размышляет и изобретает, создавая несхожие тексты, опираясь то на стихи из Библии, то на лютеранскую поэзию, прошивая музыку теологическим кодом и насыщая интимным чувством. Гардинер не склонен к крайностям аутентизма: его оркестр играет в ярко выраженной барочной манере (звучанию скрипок, флейт и труб можно дивиться), хор же поет вполне современным образом, а среди певцов есть и контртенор (неземной Майкл Чанс), и женское сопрано (чистая и полетная Нэнси Арджента). Запись легка, серьезна и достойна баховской музыки.
Дорогостоящая улыбка матери
М. Равель. "Дитя и волшебство", опера. (Там же: "Моя матушка гусыня", балет.) Памела Хелен Стефен, Элизабет Фютраль, Марк Такер, Анне Мари Оуэнс и др. солисты. Лондонский симфонический оркестр. Дирижер Андре Превен. Deutsche Grammophon 457 589--2.
"Не хочу учить уроки, хочу гулять, есть сладости и таскать кошку за хвост", -- поет герой. Спровадив мать, он остается в обществе поющих кресел, кушеток, часов, посуды, огня, сказочных персонажей, белок, деревьев, лягушек, стрекоз, соловьев и поющих цифр. Опера Равеля -- трогательная сказка про счастье не столько детства, сколько материнства. В ней море выдумки -- изощренная инструментовка, джазовые ритмы, танго, всякая американщина-китайщина, переклички с Сен-Сансом и Иоганном Штраусом.
Искусство безупречных манер, небольшой глубины и отличного качества дается дорого и дорого стоит. Диск, оформленный в диснеевском стиле, -- сам по себе произведение; в буклете есть и либретто на трех языках, и фотографии интернациональной команды улыбчивых молодых певцов, спевших по нескольку маленьких ролей (среди них мелькает маститый Роберт Ллойд в партии Дерева). Превосходный оркестр тоже не французский, а лондонский. Дирижер Андре Превен (второй Бернстайн, он известен как дирижер серьезной и сочинитель легкой музыки) сделал очень элегантную работу.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков