Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Мед на деревянной ложке

Концерты Владимира Федосеева

Известия / Вторник 08 февраля 2000
В читательских письмах фигура Владимира Федосеева подвергается подчас полярным оценкам. Большую часть негативных отзывов можно объяснить проклятой памятью о "баяне-Караяне", которая, однако, стирается у многих слушателей под влиянием впечатлений последних лет. Общий баланс начинает склоняться в плюс (параллельное голосование в Интернете приносит такие же результаты: 51% ожиданий -- положительные). Могу предположить, что восприятие искусства Федосеева продвинутыми слушателями особенно изменилось за те два с половиной сезона, что в консерватории введены Общедоступные симфонические абонементы, а маэстро стал упорно наводить баланс между своей деятельностью на Западе и в России. Зал на концертах БСО (всегда полный, хотя и без давки) ощутимо меняется к лучшему; еще два-три года, и Федосеев станет дирижером для интеллигенции, каким был в свое время Геннадий Рождественский.
В двух последних программах Федосеев последовательно объединял русское с западным. В одной он исполнил Шестую симфонию Буцко (премьера) и Тройной концерт Бетховена, в другой -- Второй фортепианный концерт Чайковского и вагнеровские увертюры.
Включение в программы современных сочинений -- устойчивая черта западной практики, но вполне естественно, что, следуя ей, Федосеев выбирает сочинения русские. Выбор Юрия Буцко, впрочем, был скорее данью прошлому, нежели настоящему: в 60--70-е годы автор был активным участником русского религиозного движения; тогда он создал оригинальную композиторскую систему, сочетавшую церковные лады с двенадцатитоновой техникой. Его последняя симфония, носящая несколько унылое название "Русь уходящая", однако, выдержана в духе ползучего неоромантизма: начинаясь точь-в-точь как симфония Франка, она вскоре переходит на корм речитативов Рахманинова, секвенций Чайковского и колоколов Мусоргского, для приличия обремененных диссонирующими тонами, и лишь в конце пробует омыться чистой обертоновой гармонией. Лишенная упругости и колорита, Шестая Буцко не была подарком оркестру, звучавшему вяло и глухо.
Недостаток оркестровой яркости повредил и Тройному концерту Бетховена; восполнить его не удалось и солистам, из которых лишь Виктор Третьяков сверкал в точно положенных местах. Александр Князев лебедем парил и умирал в соло, но запорол все выходы на верхние позиции. Елизавета Леонская демонстрировала аккуратную сухость. Финал пришлось повторить, дабы исправить темповые разногласия в коде.
В чайковско-вагнеровской программе Федосеев, словно выкрутив ручку на усилителе, добавил оркестру высоких частот. Второй фортепианный концерт Чайковского (незаслуженно оттертый хрестоматийным Первым) окружал праздничными маршами и томительными струнными соло все ту же Елизавету Леонскую, на пару с Федосеевым представлявшую русскую Вену. Умелая в тонкостях и деликатностях, пианистка была столь же суха и пресновата в открытом форте.
Гвоздем концерта был Вагнер -- территория, почти закрытая для всех наших оркестров, за исключением оркестра Мариинки, чей шеф обладает природным театральным темпераментом. Сравнивать все же не стоит: если Гергиев, дирижируя в концертах, может превратить в оперное действо даже симфонию Брамса, то Федосеев подошел к вагнеровским фрагментам как к сугубо симфоническим произведениям -- но так же поступает и большинство дирижеров. Особой удачей была "Зигфрид-идиллия" (отдельный симфонический опус), где Федосеев показал умение слышать длинное адажио и тянуть бесконечную мелодию; умиротворенное завершение было чудом взаимного сотворчества дирижера с оркестром. В увертюре к "Нюрнбергским мейстерзингерам" струнные медом лились с деревянной ложки духовых, окольцованной медью валторн. Не хватило только вязкости: пласты существовали чуть отдельно, сами по себе. Очень цельно вышла увертюра к "Летучему голландцу", хотя эффектное плаванье в бурях и украло долю красоты у лирических эпизодов.
Напоминаем наш вопрос и ждем от читателей новых комментариев.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков