Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Под знаком Питера и провинции

Объявлены участники фестиваля "Золотая маска"

Известия / Четверг 16 декабря 1999
Традиционный фестиваль национальной театральной премии "Золотая маска" пройдет в Москве с 12 по 26 марта 2000 года. Вчера оргкомитет фестиваля объявил список спектаклей-участников, отобранных экспертным советом. По уставу "Маски", афиша фестиваля составляется из спектаклей, чьи премьеры состоялись в прошлом сезоне. По итогам московского смотра жюри должно назвать лучших. Есть изменение в уставе -- теперь эксперты номинируют только спектакли как таковые, а не персональные работы: от прежней практики, при которой на премию выдвигался, к примеру, только актер, но не спектакль, в котором он занят, решено отказаться ради целостного взгляда на театральный результат и сочувствия к зрителю. Лучшие режиссер, дирижер, сценограф и артисты будут выбираться судьями из всех показанных спектаклей, без предварительной экспертной селекции.
Лауреаты специальных премий известны уже сегодня -- "Золотую маску" за лучший зарубежный спектакль, показанный в России, получил по опросу экспертов "Макбет" Эймунтаса Някрошюса. За честь и достоинство по решению СТД были награждены Юрий Любимов и 76-летний актер Ростовского театра драмы Михаил Бушнов. А театральное искусство России поддерживали Егор Строев и петербургский губернатор Владимир Яковлев -- теперь каждый из них сможет повесить у себя дома "Золотую маску". "Маску" получил и лучший театральный спонсор -- "Альфа-банк".
Жюри приступит к делу в марте. Его состав тоже объявлен: музыкальный раздел возглавит, как и в прошлом году, дирижер Саратовского театра оперы и балета Юрий Кочнев, драматический -- актер и режиссер Константин Райкин.
Всего в афишу "Золотой маски-2000" попало 15 спектаклей из Москвы, 11 из Петербурга и 16 из остальных городов России (рекордсмен -- Екатеринбург: 5 спектаклей). Несмотря на то, что при нынешнем положении вещей российским театрам удается выпускать всего по две-три премьеры в сезон, конкуренция оказалась приличной, и эксперты клянутся, что отобранный "товар" предлагают московской публике без малейшего зазрения совести.

Драматический театр

Афишу драматического конкурса составили четыре московских, четыре петербургских, три провинциальных драматических спектакля и три спектакля театра кукол; две работы проходят под грифом "Новация".
Жюри придется выбирать из московских "Мистификации"(театр "Ленком"), "Комнаты смеха", "Пушкина. Дуэли. Смерти" (МТЮЗ) и "Трудового хлеба" (филиал Малого театра), питерских "Чевенгура" (МДТ), "Отца" (БДТ), "PS" (Александринский театр) и "Бури"(Театр имени Комиссаржевской), омских "Старосветских помещиков", минусинских "Циников" и "Кто боится Вирджинии Вульф", поставленной в Магнитогорске. Друг с другом будут соперничать работы Камы Гинкаса, Марка Захарова и Льва Додина, известного периферийного режиссера Виктора Шраймана и молодой Марины Глуховской (ее "Старосветские помещики" уже были отмечены на нескольких фестивалях). Менее убедительно выглядят работы, проходящие по ведомству кукольного театра: "Золушка" из петербургского театра "Кукольный дом", "Пиковая дама", поставленная в театре имени Образцова и екатеринбургский "Соловей",-- время, когда в кукольном конкурсе участвовали спектакли мирового уровня, ушло и, похоже, вернется не скоро.
Лучше мог бы выглядеть и конкурс "Новация": "ОдноврЕмЕнно", последний спектакль Евгения Гришковца, сильнее его же работы "Как я съел собаку", пару которой составит "Игра" Алексея Левинского. В этом году главным событием фестиваля станут не куклы и новации, а основной конкурс. Впрочем, в него могли бы войти и "Президентши" Вернера Шваба, поставленные в новосибирском театре "Глобус" Олегом Рыбкиным, -- но на этот раз конкуренция была достаточно жесткой. Петербургская программа "Маски", как и в прошлом году, едва ли не интересней московской. Московской же части впору присваивать имя Камы Гинкаса: два из четырех столичных спектаклей принадлежит ему. Нынешняя "Маска" пройдет под знаком Питера и провинции: Омска, Магнитогорска и Минусинска. Спектакли, которые приедут с периферии, в этом году не уступают столичным -- соревнование будет жестким, жюри придется делать трудный выбор.

Музыкальный театр

Из шести прошлосезонных опер Мариинского театра в афишу попали лишь две: "Семен Котко" Прокофьева, которого поставил лауреат прошлогодней "Маски" режиссер Юрий Александров, и "Пиковая дама" Чайковского, оперный дебют режиссера Александра Галибина; обеими операми дирижирует Валерий Гергиев. Менее знаменитая питерская труппа "Зазеркалье" представляет оперу Оффенбаха "Сказки Гофмана" (режиссер Александр Петров). Московских опер три: "Кармен" Бизе и Александра Тителя (Театр Станиславского и Немировича-Данченко), "Демон" Рубинштейна и Михаила Ефремова ("Новая опера"), "Золотой петушок" Римского-Корсакова и Дмитрия Бертмана ("Геликон"); не исключено, что дирижировать последним будет пламенный Лотар Кенигс. Работ из провинции тоже три: новосибирский "Молодой Давид", архаическая (и хорошая) опера Владимира Кобекина на либретто Алексея Парина с режиссурой Дмитрия Черникова, уже снискавшая признание знатоков, екатеринбургский "Мазепа" Чайковского в тонкой современно-традиционной постановке Георгия Исаакяна и забавная красноярская "Дочь полка" Доницетти, сделанная режиссером Вячеславом Цюпой. Еще одна работа попала в отдельную категорию "Новация" -- это триптих камерных опер "Голоса незримого" (московский "Геликон").
Кто бы подумал, но балет в нашей стране, видно, от оперы отстает -- всего четыре названия в афише противу девяти опер. Правда, среди них есть событие прошлого сезона -- восстановленная в Мариинке аутентичная "Спящая красавица" Петипа: правда, у этой эпохальной работы есть свои яростные противники. От того же театра идет вечер из трех балетов Алексея Ратманского, из которых, впрочем, вниманию жюри рекомендуется один только "Средний дуэт" с Дарьей Павленко. Московский соперник серьезен -- это вечер балетов Джорджа Баланчина ("Симфония до мажор", "Агон") на сцене Большого театра. Компанию украшает красноярская "Кармина Бурана" (балетмейстер Александр Полубенцев) -- красивый опыт балета с хором и певцами.
Направление современной хореографии, буйно развивающееся в России и к тому же недорогое для привоза в Москву, фестиваль "Золотая маска" решил активно поддержать: отобрано 9 спектаклей, как правило недлинных (их можно засунуть в 5 вечеров). Среди них и уже облюбованные критикой работы -- "Свадебка" Татьяны Багановой (Екатеринбург), "Кровать" Геннадия Абрамова, "Na Zemle" -- копродукция его же студии с труппой Саши Вальц и "Весна священная" в стиле танца буто (ее поставил с труппой "Русские сезоны" хореограф Мин Танака). Но есть также и эзотерический "Играющий мальчик" (труппа "Диклон", Петербург), пластически заковыристая "Ты у меня есть... Тебя у меня нет" (Челябинск), китайски завлекательные "Откуда и куда" (балет "Москва"), лоркиански страстная "Любовь моя цвет зеленый" ("Крепостной балет", Иркутск) и просто веселенькие "Девочки налево. Мальчики направо" (компания "Киплинг" из Екатеринбурга).
Морально погорев в прошлом году по номинации "Оперетта/мюзикл", "Золотая маска" не сдалась и наскребла в этом году три довольно качественные работы. Все они не из столиц: это "Черт и девственница" (современный итальянский мюзикл; Екатеринбург), "Ах, высший свет" (по "Мещанину во дворянстве"; Новоуральск) и "Инкогнито из Петербурга" (по "Ревизору"; Красноярск).
Важно вспомнить и о том, что не вошло в афишу. Это "Свадьба Фигаро", "Лоэнгрин" и "Дон Карлос" из Мариинки, "Опричник" и "Дон Кихот" из Большого, "Травиата" Колобова, "Мазепа" Бертмана, Моцарт и Монтеверди Камерного театра Б. Покровского, пермская "Пушкиниана". Самарские "Видения Иоанна Грозного" и григоровические "Ромео и Джульетта" были не пущены на фестиваль самими театрами.
Теперь не о самом приятном. Работы Мариинского театра московский зритель снова вряд ли увидит: жюри поедет оценивать их в Петербург. Называя вещи своими именами, вице-президент "Альфа-банка" Александр Гафин сделал решительное заявление: "Руководство Большого театра очень не хочет пускать кого-то к себе, особенно Мариинский театр. Мы большие друзья Мариинского театра и готовы помочь, если возникнут финансовые трудности. Так что все упирается в желание или нежелание Владимира Васильева". В свою очередь, пышная сцена Большого не нравится драматической части СТД: церемония награждения 27 марта пройдет на сцене Малого театра.
ПОДПИСЬ:
"Соловей" Андерсена из Екатеринбурга, города-рекордсмена
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков