Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Средняя работа европейского класса

"Дон Жуан" Моцарта в Мариинском театре

Известия / Среда 01 декабря 1999
Не будем тратить эмоций там, где нет причин ни для восторга, ни для горя. Просто нужно признать: не каждая новая постановка Мариинского театра является событием. Если премьера "Драгоценностей" Баланчина (судя по реакции балетного мира) событием стала, то моцартовский "Дон Жуан", на которого собрался весь цвет культурного Петербурга и орда приехавших из Москвы, -- нет. Несмотря на Валерия Гергиева за пультом и хороших певцов Мариинской труппы.
"Дон Жуана" поставили опытные мастера европейской оперной сцены -- режиссер Иоханнес Шааф и художник Ралф Колтай. Их замысел -- из тех, что рождаются в голове и на бумаге, а затем реализуются на сцене ровно настолько, чтобы проиллюстрировать отдельно задекларированную концепцию. Концепция в том, что Командор -- старая гибнущая аристократия, Дон Жуан -- новый свободолюбец и анархист, а Донна Анна и прочие обиженные мстители -- всего лишь недалекие буржуа. Пламенный заключительный секстет они излагают, сидя в салоне с чашечками кофе в руках, -- лучшего пособия по режиссерскому неслышанию музыки не придумаешь, но мысль есть. Дон Жуан низок, жесток, он охаживает Церлину плеткой и употребляет женщин на ужин -- это самые сильные места в спектакле. В финале первого акта удачно выведены на сцену три маленьких студенческих оркестрика: создается ощущение музицирования в подземном переходе. Большая часть постановки отведена под унылое блуждание персонажей, одетых кто во что, по темной полупустой сцене. Ничего страшного -- средний профессиональный спектакль. Немного грустно только потому, что тот же Иоханнес Шааф собирается ставить на Мариинской сцене весь цикл "Кольцо Нибелунга" Вагнера. Нет сомнений, что он легко справится и с этим произведением.
Музыкальная часть (то есть Моцарт) лишь прикладывается к постановочной. Радостей она тоже несет мало. Или Валерий Гергиев на премьерном спектакле был не в ударе, или, что скорее всего, в работе изначально не было схвачено единого для всех ощущения моцартовской музыки. Поэтому точность и координация порой ускользали, в игре оркестра были помарки, баланс с певцами достигался тогда, когда в яме играл один клавесин, а певцы находились у края сцены. Петь старались по-европейски дозированно и культурно, но интересных партий не создали ни подающий надежды Евгений Никитин (Дон Жуан), ни маститый Сергей Алексашкин (Лепорелло), ни их коллеги. Жемчужиной спектакля могла бы стать Татьяна Павловская (Донна Эльвира) -- певица умная, женственная, с индивидуальным красивым тембром, если бы ей всегда хватало мастерства и свободы владения голосом. Евгения Акимова (Дон Оттавио) можно было бы отметить за аккуратность, Ирину Матаеву (Церлина) -- за свежесть красок, Ирину Джиоеву (Донна Анна) -- за верный тон ее последней арии. И все же новый "Дон Жуан" явно уступил предыдущей моцартовской работе театра -- "Свадьбе Фигаро", где молодой дирижер Джанандреа Нозеда добился стиля и шарма.
Никаких выводов не следует. Один из читателей "Известий" недавно написал мне, что одобряет деятельность Валерия Гергиева и ждет от него новых достижений: "Он делает наш театр лучше, дирижируя и ставя оперы на европейском уровне. Но можно еще лучше". Готов подписаться.
ПОДПИСЬ ПОД ФОТО:
Ужин Дон Жуана
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков