Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Спасибо Александру Пушкину за Александра Локшина

Открылся музыкальный фестиваль "Московская осень"

Известия / Четверг 04 ноября 1999
Тому, кто хочет узнать, что пишут в наше время современные российские композиторы, предоставляется прекрасная возможность: целый месяц в Московском доме композиторов, а также в залах консерватории и на других площадках каждый вечер, а часто и днем, будут звучать их свежие произведения.
Как всегда на "Московской осени" (а фестиваль уже 21-й по счету), будет представлено порядка двухсот авторов, входящих в тот или иной (в основном в московский) Союз композиторов и работающих во многих жанрах -- камерном, симфоническом, хоровом, песенном, эстрадном или народном. Организаторы справедливо считают свой смотр уникальным -- такую необъятную панораму может представить лишь столица бывшей империи, хранящей и поддерживающей свое достояние с советских времен. Кроме того (и этого как будто тоже нет нигде в мире), фестиваль на 99% состоит из премьер. У большинства композиторов нет другой возможности услышать и показать коллегам свои опусы: многие современные творцы исполняются один раз в год -- и именно на "Московской осени".
В прошлые годы программа фестиваля несколько разбавлялась отдельными концертами-спецпроектами, а также встречами с именитыми гостями (на "Осень" приезжал даже великий авангардист Янис Ксенакис). В этом году их почти нет, и основным содержанием бдений будет планомерное отслушивание потока новоиспеченных опусов. Ваш покорный слуга не обещает читателю текущих репортажей с фестиваля: вылавливать золотые крупицы в море зыбучего песка -- труд неподъемный даже для профессионального музыкального критика. К тому же сочинения композиторов, от которых можно ждать чего-то интересного, как правило, помещены в такое безнадежное окружение, что дожидаться часа их исполнения -- удел лишь самых отважных.
Так произошло и на концерте, открывавшем фестиваль: минут сорок длился Концерт для гобоя Владимира Кикты. Если вынести за скобки запредельное качество игры солиста и струнной группы оркестра под управлением Владимира Понькина, то единственное, что можно сказать: произведение написано профессионально обученным композитором, который сделал свое дело с той же основательностью, с какой мебельная фабрика клеит тумбочки и табуретки. Но вечер был посвящен Пушкину (какого же еще редкого тематического замысла можно ждать в этом году?), и благодаря Пушкину, а также традиции давать на открытии музыку прошлых лет в программу попала Восьмая симфония Александра Локшина с солирующим тенором (Алексей Мартынов), написанная в 1973 году на тексты из "Песен западных славян".
Покойный Александр Локшин (1920--1987) прожил свою музыкальную жизнь, не вписавшись ни в официальное, ни в диссидентское направление. Его талант, не жалея эпитетов, превозносили Шостакович и Юдина, а дружески преданный Рудольф Баршай старался дать концертную жизнь (и продолжает это по сей день на Западе) нескольким из его одиннадцати симфоний. И все же Локшин звучал и звучит незаслуженно мало -- если судить по Восьмой симфонии. Поборник высокой немецкой традиции и страстный приверженец Малера, музыкант и поэт до мозга костей, сторонившийся любых форм общественной жизни, Локшин, видимо, сумел создать собственный язык, избежав прямой зависимости от всех своих кумиров. "Песни западных славян" -- одновременно и цепочка вокальных миниатюр, и целостная симфония, написанная ярким оркестровым языком, не чуждая эффектов и красот, лаконичная и безупречно архитектурно выстроенная. Такой музыки на самом деле мало, почему бы не дать ей ход? Не только московская осень, но и конец века -- подходящее время, чтобы вытащить на свет божий еще одного непризнанного гения, творившего в незанятой нише. Александр Локшин, создавший свой мир, косвенно сопоставимый с миром всемирно признанного Шнитке, -- подходящая для этого кандидатура.
ПОДПИСЬ:
Композитор Александр Локшин
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков