Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Первый профессионал рок-н-ролла приехал в Москву

В Москве дал два концерта старейшина рок-н-ролла, американский музыкант Чак Берри. Имя его уже давно окутано легендой, и даже биография стала предметом музыковедческих споров. О Чаке Берри рассказывает музыковед ДМИТРИЙ УХОВ.

КоммерсантЪ / Пятница 21 февраля 1997

Кто он и откуда

Чарльз Эдвард Берри родился 18 октября -- по одним сведениям 1926-го, по другим -- 1931 года в Сент-Луисе. В 1944-ом очутился в школе для трудновоспитуемых подростков (якобы за попытку воровства) и провел там два года. После освобождения поступил на работу на завод "Дженерал моторс" и одновременно -- на курсы парикмахеров. На гитаре научился играть еще в детстве, и поэтому нет ничего удивительного в том, что начинающий парикмахер параллельно организует собственное трио и быстро привлекает внимание местной публики.
О том, что в этом формально любительском трио уже сложился музыкальный стиль будущей звезды рок-н-ролла, свидетельствует хотя бы такое обстоятельство: пианист трио Джонни Джонсон оставался аккомпаниатором Чака Берри аж до начала 80-х годов.
В 1955 году в Чикаго Берри встретил знаменитого уже тогда блюзмена Мадди Уотерса; последний представил его Ленарду Чессу, совладельцу легендарной блюзовой фирмы "Чесс". Первый же опыт сотрудничества Берри с фирмой попал в десятку. Народная песенка о "рыжей Айде" с обновленным самим Берри текстом (он пересадил героиню с лошади в авто) и аккомпанементом в манере буги-вуги была послана знаменитому диск-жокею Алану Фриду, который в качестве "подъемных" потребовал, чтобы его включили в число ее авторов. В результате песня заняла первое место сразу в трех категориях -- ритм-энд-блюза, кантри и поп-музыки.
До 1959 года Чак Берри раз в полгода поставлял на рынок хиты в собственном исполнении. Все они поются до сих пор. Но в 1959 году на рок-н-ролл обрушились несчастья: один погиб в авиационной катастрофе, другой разбился на автомобиле, третьему испортил репутацию брак с несовершеннолетней кузиной, пятого (Элвиса Пресли) менеджер предусмотрительно отправил в армию -- переждать трудные времена.
С Берри обошлись круче всех: его посадили (после доследования) на два года -- якобы за совращение четырнадцатилетней индианки. Если вспомнить, что под схожим предлогом еще до "дела Берри" изгнали из США Чарли Чаплина, а уже после -- кинорежиссера Романа Поланского, то становится понятным, почему закон "о малолетних" (так называемый Mann Act) многие называют в США "кратчайшим способом расправы с диссидентами".
Пресли вернулся из Армии пай-мальчиком, Литтл Ричард стал петь духовные гимны, Винс Тэйлор спился... Чак Берри остался самим собой. С 1964 года его вещи снова стали попадать в хит-парады, а одна -- My Ding-a-Ling ("Моя погремушка" -- в сущности, народные куплеты откровенно эротического содержания) -- в 1972 году заняла первые места по обе стороны океана.
За последнюю четверть века Берри периодически попадает в орбиту масс-медиа, но не в связи со своим основным занятием: например, в 1979 году -- буквально накануне приема в Белом доме -- знаменитому маэстро пришлось отсидеть сто дней за уклонение от уплаты налогов...
На стиле Берри воспитывались и "Битлз" (они пели его "Музыку рок-н-ролла" и цитировали его You can't Catch Me в своей сексуальной песне Come Together), и "Роллинг Стоунз", и "Ярдбердз" (впоследствии "Лед Зеппелин"), и бард шестидесятых Боб Дилан -- его идейный "Подземно-ностальгический блюз" восходит к сатирическим куплетам Берри "Мартышкин труд".

"ХХ век дал нам космос, кино, джаз и рок-н-ролл"

Концерт в зале "Россия", как и положено, открывала местная разогревающая группа -- Stainless Blues Band с седовласым ветераном Михаилом "Петровичем" Соколовым (из легендарного "Удачного приобретения"). Хотя ребята все время сбивались с аутентичного ритм-энд-блюза на рок-н-ролл, приняты они были теплее, чем обычно встречают разогревающие группы, и задачу свою выполнили: показали публике один из двух истоков искусства Берри -- черный блюз. Второй -- музыку бывших европейцев -- продемонстрировал телохранитель Берри, с грехом пополам справившийся с кантри в шикарном варианте Джона Денвера.
Ведущий вечера Сева Новгородцев на удивление профессионально для человека из радиостудии, хотя и не без излишней патетики ("ХХ век дал нам космос, кино, джаз и рок-н-ролл"), подготовил публику к появлению сначала свиты, а потом и самого Короля.
Король, по-юношески худой, в белой капитанской фуражке, ярко-красной рубашке, штучных серых брюках и лакированных штиблетах, начал -- легко догадаться -- с Roll Over, Beethoven. Конечно же, потому, что Бетховену в этой песне предлагается передать новость о том, что пора играть ритм-энд-блюз, не кому-нибудь, а Чайковскому.
Берри спел все, что положено, молодежь танцевала, пыталась развернуть транспарант Chuck Berry On the Top, но бдительная охрана почему-то мешала. Особое умиление вызвала пяти-шестилетняя крошка, очутившаяся на сцене и довольно ритмично бряцавшая по гитаре самого маэстро, который ради такого случая даже присел на корточки. Прибавьте к этому танцующую на сцене молодежь, и вы получите отличную скульптурную группу: дедушка-бебиситер и детки на лужайке, нечто вроде Лаокоона, только вместо змей -- электропровода. И конец хороший, веселый.

Берри обиделся, но он не злопамятен

Чак Берри действительно был в хорошей форме, ему, похоже, нравилось то, что происходит вокруг. Между прочим, на это мало кто рассчитывал, он ведь так и не явился на пресс-конференцию. Говорят, обиделся из-за того, что ему не дают порулить на автомобиле по Москве (не так давно в Будапеште он нарушил все мыслимые и немыслимые правила дорожного движения). Зато на концерте разыграл этюд по системе Станиславского: без звука изобразил, как садится в машину, подсаживает хорошенькую барышню, пытается ее поцеловать и, обиженный, -- высаживает на обочину. За такой этюд в ГИТИСе его приняли бы без дальнейших экзаменов.
Берри -- первый профессионал рок-н-ролла, когда профессионализм -- это, по Винни Пуху, "все-все-все". Что нельзя сыграть -- поется; если не получается спеть, готова словесная шутка; если нет -- то жест, танец, знаменитая утиная походка (семидесятилетний маэстро проскакал-таки пару метров на одной ноге).
Именно поэтому первый концерт фестиваля "Герои рок-н-ролла" и удался: голоса у Чака Берри никогда не было -- он, как Луи Армстронг, показывал все одной интонацией, и с возрастом им обоим нечего было терять. На гитаре Берри всегда играл две ноты, тогда как все остальные -- десять (и поэтому удивительно напоминал ранние "Звуки Му"). Сейчас, когда есть синтезаторы, скорости никакой роли не играют. В общем, старое золото не ржавеет -- если оно, конечно, золото.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков