Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Постскриптум прозвучал, фестиваль продолжается

Концерты Гидона Кремера

КоммерсантЪ / Вторник 07 марта 1995
Творчество Сильвестрова и Пярта отражает те тенденции в музыке второй половины нашего века, которые принято связывать с более поздним этапом развития общемировых музыкальных концепций, нежели творчество Губайдулиной. Когда-то очень давно (а именно в начале 70-х годов) крутой и почти отчаянный поворот от авангардного языка к языку традиции, практически одновременно совершенный несколькими композиторами, воспринимался как шок. Сейчас это ощущение ушло. Важнее стало то, что новаторов 60-х и антиноваторов 70-х связывало и связывает до сих пор, -- общее понимание идеи искусства как духовного акта, в котором композитору отведена роль посредника между реальным звуковым миром и недостижимой универсальной истиной мироздания. Поэтому передислокация имени Губайдулиной из традиционной тройки, объединявшей ее с Денисовым и Шнитке, в новую тройку -- "Губайдулина -- Сильвестров -- Пярт" -- сегодня кажется вполне закономерной, и в этом смысле можно оценить деятельность организаторов фестиваля как веское культурное высказывание.
Оно совершено вполне в русле подобных -- часто более смелых -- перегруппировок, которыми отмечена практика нынешней музыкальной жизни, все более освобождающаяся от историзма и преклонения перед персональностью: таким высказыванием стала в свое время политика фирмы грамзаписи ECM, объединившей под своей маркой современный джаз, постиндустриальный минимализм и строгий литургический стиль Арво Пярта -- или квартета Kronos, совмещающего в своем репертуаре африканский фольклор и Софию Губайдулину.
К музыке Губайдулиной и Пярта мы еще вернемся в нашей заключительной публикации: она будет звучать до последнего дня фестиваля. А вот Валентина Сильвестрова мы больше не услышим: он был представлен всего лишь двумя сочинениями. Возможно, это не совсем справедливо, а возможно -- и к лучшему. Регулярно посвящая наши материалы современной музыке, мы уже не раз отмечали, что накопление монографического стиля не идет на пользу ни одному автору.
Сильвестров -- не исключение, хотя его музыка воспринимается слушателями горячо, пусть и не без смятения. Признание того обстоятельства, что Сильвестров, вероятно, глубже многих забирается в бездны человеческой природы (не отметая ее темные и болезненные стороны), оказывается важнее, чем размышления о правомочности его метода и стиля.
В основе "Посвящения" -- симфонии для скрипки и оркестра (1991) -- лежит модель позднеромантического адажио (знакомая еще по Пятой симфонии, написанной более десяти лет назад). У Сильвестрова оно приобретает характер сорокаминутной коды или постлюдии: завершающий, прощальный раздел классической формы превращен в самостоятельный жанр, идеально соответствующий эпохе "конца музыки", как понимает автор суть нашего времени. Бесформенные громады, в которых узнаются черты великих немецких адажио, проплывают через сильвестровскую партитуру как через туман, унося на своих бортах осадки индивидуального комментария. В людях его музыка отзывается по-разному -- растерянностью и восторгом (чаще всего -- немым), не исключающими, впрочем, едких и не лишенных известной точности определений вроде "Малер киевского розлива".
Та же нерадостная нирвана, авитаминозная релаксация овладевает слушателем сонаты для скрипки и фортепиано, носящей показательное название "Post scriptum". Оба названных произведения исполнил Гидон Кремер -- они стали лишь частью трехдневного служения, которое выдающийся скрипач посвятил своим давним друзьям-композиторам.
С другой стороны, большинство их произведений было посвящено Кремеру. Благодаря этому факту и давней школьной дружбе в программе фестиваля оказался "Persuation" -- концерт для скрипки, фортепиано и камерного оркестра рижского композитора Георга Пелециса. Сочинения этого мастера, по другой профессии музыковеда-медиевиста, незаслуженно редко попадают в программы московских фестивалей -- исключением является разве что "Альтернатива". Разница между ним и Сильвестровым велика -- опус рижанина звучал гораздо более игриво, энергично, цитатно: рефлексии по поводу конца музыки давно перестали быть для Пелециса драмой существования.
Исполнительский уровень фестиваля производит самое радостное впечатление (что трудно сказать о самих композициях, даже самых художественно убедительных). Некоторых исполнителей нам еще представится случай упомянуть. Сейчас отметим пианиста Вадима Сахарова, ныне живущего в Париже, добротный Кемеровский камерный и отменный Уральский филармонический оркестры, c которым выступили опытные дирижеры Юрий Николаевский и Роман Кофман.
В числе исполнителей можно назвать и Софию Губайдулину, управлявшую многоканальной фонограммой в произведении Луиджи Ноно: снова благодаря Гидону Кремеру нам предоставилась редчайшая возможность услышать музыку покойного итальянского авангардиста в Москве -- вольном городе, стоящем на пороге пересоздания всей иерархии признанных классиков.
Второй фестиваль современной музыки проводит (как и первый, проходивший осенью 1993 года в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани) российская национальная федерация международных фестивалей "Росинтерфест" и продюсерская фирма Вадима Дубровицкого. В проведении фестиваля участвуют Министерство культуры РФ, Союз композиторов России, правительство Москвы, Комитет по культуре Москвы, поддержку оказывают Министерство иностранных дел и Министерство культуры Эстонии, посольство Эстонии в Москве, Свердловский и Кемеровский областные комитеты по культуре, Московская консерватория, Британский совет в Москве, авиакомпании British Airways и Lufthansa.

Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков