Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

На музыкальном биеннале повезло англичанам

Фестиваль современной музыки в Венеции

КоммерсантЪ / Четверг 31 августа 1995
Festival internazionale di musica contemporanea -- не только один из самых старых, но и из самых известных сегодня фестивалей современной музыки. Ровесник и постоянный спутник Венецианской художественной биеннале, он близок ей и по существу: подобно тому, как начиненные новейшей техникой павильоны вполне необходимы именно в соседстве с каналами и капеллами, так и музыкальному эксперименту особо хорошо развернуться там, где по сей день живет музыка ренессанса, звучат хоры Джованни Габриэли и Клаудио Монтеверди, пестуется скрипичная традиция Пьетро Гварнери и Антонио Вивальди.
Что касается музыкальной программы этого года, то в концептуальном отношении она была весьма близка выставке, развернутой в итальянском павильоне в парке Giardini. Как и там, хитрого замысла на этот раз не было -- просто организаторы решили представить некоторый свод или компендиум различных направлений, обнаруживших себя в последние 25 лет.
Звучали как известные опусы, так и новинки; в качестве поставщиков последних лучше других проявили себя англичане. Островным композиторам, не отягощенным слишком обязывающей историей музыки, как будто проще обходиться с традициями -- как общеевропейскими, так и национальными, при случае безо всякого стеснения обращаясь и к народным. Отдельные работы, прозвучавшие в программе оркестра London Sinfonietta, отличались свежестью и хорошим деловым тонусом; наибольший успех имел опус под названием Rituelle Fragmente, принадлежащий перу недавнего лауреата Сименсовской музыкальной премии Харрисона Бертуистла.
Имена его коллег -- Саймон Холт, Томас Эйдс, Мартин Батлер и Колин Мэттьюз -- для музыкального мира по большей части новы, чего нельзя сказать о многих представленных в венецианской программе авторах с континента. Их работы часто более утонченны по форме -- как пьеса для струнных Mystere de l'instant французского мастера со стажем Анри Дютийе, или более изысканны по материалу -- как прозвучавший под сводами Сан-Марко Inschrift молодого и широко признанного германского неоромантика Вольфганга Рима. Но некоторые работы просто кряхтели от тяжести цитат и аллюзий -- таковой оказалась "Сиддхарта" Клода Вивьера, -- или становились жертвами излишней склонности к новой моде на благозвучие -- как Apparitions/Disparitions Ивана Вандора или камерная музыка Джулио Кастальони.
В целом сложилось впечатление, что в последнее десятилетие творческая интенсивность музыкального biennale несколько пошла на убыль. Так, программа Orchestra di Padova e del Veneto под управлением Роберто Фабриччиани не порадовала новизной, несмотря на качество таких опусов, как Флейтовый концерт европейского корейца Исана Юня или Прелюдия и фуга для струнных -- работа покойного Витольда Лютославского, созданная еще в 70-е годы. И лишь таинственное сияние искусственной луны, а также присутствие самого Карлхайнца Штокхаузена за звукорежиссерским пультом в Teatro Goldoni придали исполнению его "Октофонии" (из оперы "Вторник") выразительные черты оккультной композиции о воображаемом бегстве в мрачное мировое пространство.
Увы, не были исполнены две запланированные фестивалем оперы -- "Варавва" Камилло Тоньи и "Маяковский -- Танец смерти" Дитера Шнебеля. Правда, немецкий мастер восполнил этот урон, представив в Chisea di Santo свою "Далемскую мессу". При всем нынешнем обилии новых произведений, создающихся в литургических жанрах, ее вполне можно причислить к самым значительным приобретениям протестантской музыки. Месса Шнебеля стала бы и главным событием фестиваля -- если бы не итальянская премьера Officium defunctorum маститого испанца Кристобаля Альфтера, прошедшая под его собственным управлением. Пожалуй, именно это ораториальное произведение, в котором звучат традиции музыки, напротив, католической, могло бы подойти сразу двум Венециям, старой и новой -- пусть этой новой тоже уже сто лет.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков