Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Фестиваль двинулся "В сторону лебедя"

"Сочинские музыкальные выставки"

КоммерсантЪ / Четверг 14 сентября 1995
Фестиваль завершился исполнением 24 прелюдий Шопена. Полный зал аплодировал Жукову стоя. Бенефециант был принят, понят и оценен. Но до этого ему предстояло продержаться не один вечер, как на сцене, так и в зале. Первый же сольный концерт Жукова поднял планку фестиваля на присущую ей высоту. Даже противник транскрипций, фантазий и попурри не решился бы отрицать, что переложение Жуковым Пассакалии Баха было, можно сказать, доказано им, как теорема Пифагора. Его Фантазия и Соната Моцарта были такими, какими до сих пор они никогда не были, но какими им следовало быть всегда (когда-то подобным образом Жуков делал со своим камерным оркестром 40-ю симфонию -- это была не улетающе-пляшущая дребедень, а французская революция и гильотина). Отделение Скрябина Жуков выстроил в виде двух диптихов: Соната # 8 -- Фантазия op. 28 и Вальс -- Соната # 4; можно было бы посчитать это насилием и произволом, если бы предъявленная система доказательств не оказалась столь обезоруживающей. И даже Соната # 8 (за нее знатоки Скрябина всегда трепещут больше всего) была вычерчена с ослепительной четкостью. Бисов Жуков никогда не играет и был вынужден умолять бесновавшуюся публику пощадить его.
Камерные вечера были выдержаны в приглушенных тонах. Вечер романтической песни, названный в афише "Послом любви" (а именно эта песня Шуберта была пропущена в концерте), в целом следовал той же доктрине. Здесь Жуков единственный раз отошел в глубокую тень, выдав певице Либеровой карт-бланш чистейшей белизны. На нем она вывела нежно-кукольным голоском подкупающе искренние и трогательные каракули, вносящие классическую женскую проблематику даже туда, где ей не место ("Ганимед", "Она была здесь", требующие более определенной экспрессии). Глинка у Либеровой был местами недурен. Публики на этом концерте подозрительно убыло.
Юрий Мартынов, представленный в начале концерта небольшим спичем бенефицианта, был встречен публикой с напряженным вниманием. Вначале это оказало юноше-пианисту неважную услугу (шубертовские Соната ля минор соч. 164, Соната ре мажор соч. 53), но вскоре тут и там стали мелькать незаурядные детали. Второе отделение открылось 12 лендлерами, исполненными в декламационном психоаналитическом духе, то есть безвкусно и провинциально. Но наконец шлюзы окончательно прорвало, и хлынула Большая посмертная соната ля мажор, полная гениального шубертовского чудачества. Взволнованного мальчика вынесли на руках чуть ли не вместе с роялем.
Концерт-серенада в честь Игоря Жукова снова собрал компанию двухлетней давности, символизировавшую на "Выставках # 1" "русскую музыку XXI века" -- и она словно отыграла весь тот фестиваль в виде одновечернего концентрата убойной силы. "Цинь" Цзо (премьера) -- для левой руки, блуждания в манящих дебрях, таинственная увертюра. "10 слов..." Коллонтая с черными покрывалами, с Петром Белым (генеральным директором "Выставок") в роли вскакивающего с места в зале экзорциста и музыкой, преисполненной неистового сатанизма. Серенада Сергеевой, где тромбон блещет всеми немыслимыми приемами звукоизвлечения, а орган описывает дифирамбические и экстатические траектории. Три песенки Анатолия Шелудякова -- представьте себе эстетику Вертинского, возведенную в кубическую степень Андрея Белого берлинских ресторанов, фокстротов, с розой в петлице и взрывом в мозгах. Молодой бог, великолепный бас и красавец Константин Христов с отточенным мастерством разыграл этот спектакль, а рояль Шелудякова выдал совершенно нереальную звуковую феерию. Бенефициант был сражен -- а он строг, придирчив и нелицеприятен. "Граждане" Коллонтая (лучшая его вещь) -- подбавили в эту нестандартную серенаду мраку.
Далее случилось неописуемое -- вышел Шелудяков и, стоя у рояля, повернутого перпендикуляром в зал, спел и сыграл "Истории для детей" Стравинского, а в третьей из них покинул место у рояля, сел на авансцене и сказал "Сказку о Медведе" на чистейшем областном диалекте с мастерством профессионала (год работы в ансамбле Дмитрия Покровского и постоянная служба псаломщиком в храме). Казалось, крыть больше нечем -- если бы в запасе не оказалось пьесы Десятникова "В сторону Лебедя" -- Сен-Санс, Пруст, Гориболь, сам Десятников и даже Борхес. Меломанам радость, когда эстетические декларации автора (скепсис, игра, ирония, эстетизм, антигуманизм и пр.) начинают стихийно и непреднамеренно не совпадать с путями, какими идет его материал, а "В сторону Лебедя" и было таким несовпадением -- произведение неотразимо прекрасное, лирическое, трагическое, страстное и мощно целеустремленное. Жуков привстал со стула, впившись глазами в автора, а звучавший затем Головин с его уравновешенным академизмом несколько кабинетного типа достойно завершил всю программу, успокоив взволнованную публику. В качестве коды была исполнена чудесная "Пленница" Берлиоза.
Комментарий. На самом деле, статья подписана моим именем по ошибке: сам я на фестивале в Сочи не был и лишь обработал для газеты письмо, которое получил от Петра Белого. П.Поспелов

Современные русские композиторы: Леонид Десятников, Татьяна Сергеева
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков