Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Поздний ренессанс и раннее барокко

В Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялся концерт, посвященный 30-летию творческой деятельности ансамбля солистов "Мадригал", первым в России обратившегося к старинной музыке. В честь праздника к сегодняшнему составу "Мадригала" присоединились некоторые из его бывших участников: Марк Пекарский, Олег Янченко, Карина и Рузанна Лисициан. При помощи по большей части старого репертуара и смешанного состава "Мадригал" вспоминал прошлое и уповал на будущее.

КоммерсантЪ / Суббота 15 апреля 1995
Один из некогда самых элитарных, необычных и изысканных исполнительских коллективов в советской России, созданный шестидесятнической мыслью, модернистскими устремлениями и "левым" радикализмом Андрея Волконского, человека княжеских кровей и внушительной образованности, ансамбль "Мадригал" хранит этот имидж и по сию пору. Он пережил многие кардинальные перемены -- эпох, составов, руководителей и творческих периодов -- и благополучно отпраздновал тридцатилетний юбилей там же, где впервые вышел на сцену, и давно уже имеет постоянный абонемент -- 4-5 концертов в год.
Когда-то "Мадригал" был призван петь для равных -- уже просвещенных, но требующих еще более изысканных знаний, интеллектуальных и эмоциональных даров, жаждущих движения вперед и связывания разорванных нитей -- времени, мысли, творчества. Композитор и клавесинист Волконский "сочинял" ансамбль одновременно с авангардистской музыкой; в посвященном кругу музыка XIV или XVI века жила тогда в одном духовном поле с музыкой века XX -- зато царственный пласт иерархической музыки классицизма и клишированных трактовок романтизма был радикально изъят из обихода. "Я никогда не интересовался и не занимался стилизацией, -- утверждал Волконский, -- потому что считаю, что это самое плохое, что может быть. Нет, влияние было скорее обратное: мое композиторское творчество отражалось на моем исполнении".
Так же и "Мадригал", двигаясь в направлении аутентичности, реконструируя вокальную и инструментальную техники, используя старинные деревянные флейты, виолы и клавесины, интерпретировал доклассический репертуар с позиций неомодернизма 60-х. Музыкантам была открыта ритмическая острота и изощренность схем старинных композиций, утонченная выразительность, не знающая открытой чувствительности, импровизационная свобода в рамках лапидарных форм. В ансамбле начинал Марк Пекарский, позже ставший одним из лидеров авангардной сцены, с ним выступали Алексей Любимов, Анатолий Гринденко, Саулюс Сондецкис, Альфред Шнитке.
На прошедшем юбилейном концерте звучала лучезарная светская музыка Англии, Франции, Италии и Германии XVI и XVII веков -- поздний ренессанс и раннее барокко: мадригалы, мотеты, песни, инструментальные импровизации и лаконичные миниатюры -- почти то же, что исполнял "Мадригал" 30 лет назад. Но если раньше, когда ансамбль был единственным в своем роде, концерт иногда начинался IX веком и заканчивался XVII-м, то теперь ансамбль выбирает -- эпоху, страну или неповторимое сочетание того и другого в законченной форме локальной традиции -- и выстраивает тематическую программу. Теперь "Мадригал" -- просветитель, он знакомит аудиторию не с целой вселенной доклассической музыки разом, а с ее отдельными системами, краеведчески подробно и тщательно.
Тридцать лет подряд выступления ансамбля проходят на сцене концертного зала им. П. И. Чайковского -- не самом акустически выгодном для "старинного" музицирования месте. Тихое, в сравнении с классико-романтическими стереотипами, звучание голосов и инструментов, ровная безвибратная подача, гибкая динамика в этой акустике тонут; ансамбль вынужден лавировать между собственным стремлением к аутентичности и требованиями, предъявляемыми действительностью -- безо всякого удовольствия форсировать звук, укрупнять интонацию и мириться с тем, что все это со временем становится чертами исполнительского стиля.
В юбилейном концерте нынешний и бывший составы ансамбля выступали вместе и с переменным успехом: когда сочинения Адриано Банкьери, Уильяма Корниша, Клаудио Монтеверди или Клемана Жаннекена исполнялись музыкантами, хорошо знающими друг друга, возникал вполне достойный ансамбль. В иных номерах программы Олег Янченко за органом никак не попадал в такт ритмическим импровизациям Пекарского; молодые инструменталисты тоже. Больше удались очаровательные вокальные пьесы "Пение птиц" Жаннекена, где вокалисты мастерски и с удовольствием изображают птиц (краше всех была Лидия Давыдова -- кукушка), и "Контрапункт животных и разума" Антонио Банкьери с упоенно мяукающей кошкой-меццо, моськой-сопрано и постепенно забывающим себя разумом в исполнении двух импозантных господ. В прочих сочинениях каждый по отдельности был хорош, внятен и музыкален -- ансамбль же оказывался приблизительным и шатким. Если бы эта особенность не касалась нового состава участников, она совершенно не омрачила бы светлый тон юбилея.
"Мадригал" был первым и остается уникальным. Примечательная и долгая история создала ему репутацию заслуженного и авторитетного коллектива. Отголоски прежнего знания и умения все еще слышатся и даже доставляют удовольствие. Но, похоже, "Мадригалу" сегодня недостает одного -- ощущения себя важной частью своего времени. И возможно, стоило бы легко, свободно и радостно, как некогда, забыть о собственной истории и вместе с новыми нотами поискать новые основания творчества.

"Мадригал" был создан в 1965 году композитором и клавесинистом Андреем Волконским, который возглавлял ансамбль почти вплоть до своего отъезда в эмиграцию. С 1972 по 1984 годы руководителем коллектива была певица Лидия Давыдова, затем -- органист и клавесинист Олег Янченко. С 1993 года "Мадригалом" снова руководит Лидия Давыдова, участница ансамбля с первых дней его существования. За тридцать лет "Мадригал" сделал более 60 программ, как монографических, так и посвященных отдельным школам; выпущено 20 дисков на фирме "Мелодия", а также в Германии, Бельгии и в 1990 году в Ватикане.
Лидия Давыдова закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано у Самуила Фейнберга. Училась пению у Доры Белявской. Является первым и во многих случаях до сих пор единственным в стране интерпретатором старинной, а также современной музыки русских композиторов-"шестидесятников" (Андрея Волконского, Софьи Губайдулиной и других) и зарубежных композиторов-авангардистов (Шенберга, Веберна, Берга, Бартока, Хиндемита, Айвза, Кейджа, Берио).
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков