Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Координационная группа, лекция, Минкульт, новые члены АТК, письмо, премия АТК, Седьмая студия, следственный комитет, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Борис Юхананов: Дело режиссера - сопутствовать рождению

Художественный руководитель электротеатра «Станиславский» - о том, что такое электрозона и как создаются мистерии

Ведомости / Пятница 12 декабря 2014
{
"@context": "http://schema.org",
"@type": "NewsArticle",
"name": "Борис Юхананов: Дело режиссера - сопутствовать рождению",
"headline": "Борис Юхананов: Дело режиссера - сопутствовать рождению",
"datePublished": "2014-12-12 00:42:29 +0300",
"dateModified": "2014-12-12 00:42:29 +0300",
"image": {
"@type": "ImageObject",
"url": "https://cdn.vdmsti.ru/image/2015/10/16nqhq/original-1jab.jpg",
"height": 439,
"width": 625
},
"author" : {
"@type" : "Person",
"name" : "Александра Машукова"
},
"url": "vedomosti.ru/lifestyle/articles/2014/12/12/delo-rezhissera-soputstvovat-rozhdeniyu",
"articleSection" : "Стиль жизни",
"publisher" : {
"@type" : "Organization",
"name" : "Ведомости",
"logo": {
"@type": "ImageObject",
"url": "https://cdn.vdmsti.ru/image/2016/logo1.png",
"width": 248,
"height": 60
}
},
"mainEntityOfPage": {
"@type": "WebPage",
"@id": "vedomosti.ru/lifestyle/articles/2014/12/12/delo-rezhissera-soputstvovat-rozhdeniyu"
}
}
Статья опубликована в № 3736 от 12.12.2014 под заголовком: Дело режиссера - сопутствовать рождению
Борис Юхананов: Дело режиссера - сопутствовать рождению
Художественный руководитель электротеатра «Станиславский» - о том, что такое электрозона и как создаются мистерии
12 декабря 2014 00:42
Александра Машукова
/ Ведомости
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
{{fb}}
{{vk}}
{{twitter}}
Чтобы сохранить этот материал визбранное, войдите или зарегистрируйтесь
Материал добавлен в «Избранное»
Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете
Материал добавлен в «Избранное»
Удалить материал из «Избранного»?
Удалить
Материал удален из «Избранного»
{{fb}}
{{vk}}
{{twitter}}
Чтобы сохранить этот материал визбранное, войдите или зарегистрируйтесь
Материал добавлен в «Избранное»
Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете
Материал добавлен в «Избранное»
Удалить материал из «Избранного»?
Удалить
Материал удален из «Избранного»
document.addEventListener('DOMContentLoaded', function(){
var els = document.querySelectorAll('.b-button__social__wrapper:not(.b-button__social__wrapper_horizontal)');
if (els)
[].forEach.call(els, function(item){
if (item.className.indexOf('social__wrapper--medium')!=-1) {
Stickyfill.add(item);
}
else {
Stickyfill.add(item.querySelector('ul'));
}
});
});
Olympia Орлова
В Электротеатре «Станиславский» завершилась основная часть реконструкции. Теперь эту сцену-трансформер предоставляют для фестивальных показов и гастролей (только что в рамках фестиваля NET тут сыграли спектакль Кэти Митчелл). Официально откроется электротеатр в январе, в текущем сезоне запланированы спектакли Теодороса Терзопулоса, Ромео Кастеллуччи, оперный проект «Сверлийцы». И конечно, постановки самого Бориса Юхананова, полтора года назад победившего в конкурсе на лучшую концепцию Драматического театра им. Станиславского. «Ведомости» поговорили с режиссером.
- Ваша концепция уже поправлена жизнью, зазор между планами и реальностью образовался?
- Нет. И не образуется.
- Разве это возможно?
- А какой должен образоваться зазор, если, например, разрабатывается архитектурный проект, а потом по нему строится дом? Представляете, если проектируется самолет, а на пути его производства образовался зазор, неточность? Самолет упадет. Концепция не является сиюминутным делом. Это результат достаточно долгих процессов, исследований, постановок. Ее нельзя умозрительно сочинить. Вот и я в этой концепции предлагаю реализацию собственного представления о театре. И для меня в центре искусства театра располагается режиссер.
Кроме того, понятно, что сегодня все культурные процессы находятся во взаимодействии друг с другом. Поэтому я должен создать серьезную ответственную программу, которая будет представлять открытые формы современного искусства. Это и то, что мы называем актуальным искусством, и разные типы театра, выходящие за пределы понятия «драматический театр», вплоть до постдраматического театра. Я хочу работать с ныне живущими композиторами, потому что они находятся в сердцевине этого самого пограничья. Все это удивительным образом соприкасается с традицией, в которой этот театр варился с момента своего рождения. Я имею в виду мечту Станиславского об оперно-драматической студии.
Поэтому возникла необходимость создания некоей «электрозоны» - мы же называемся «электротеатр».
- А что такое электрозона?
- Это и есть для меня область пограничного напряженного существования разных искусств. Возникает игра с корнем «электро» (само это слово, мне кажется, сегодня заново как-то очень правильно звучит). Электротеатр - то есть театр света во всем многообразии смыслов, которые тут могут возникнуть. Ну и конечно, мы откликаемся на имя, данное этому зданию ровно век назад. Ведь в 2015 г. исполнится 100 лет, как в этом доме открылся первый фешенебельный кинотеатр в Москве - электротеатр «Арс».
- Правда ли, что в «Синюю птицу» Метерлинка, которую вы сегодня ставите, будут включены реальные воспоминания старейшин театра Владимира Коренева и Алевтины Константиновой?
- Обязательно! Владимир Борисович и Алевтина Константиновна, которые вместе уже более 50 лет, - это наши Филемон и Бавкида. Я когда их увидел, то понял: вот Тильтиль и Митиль «Синей птицы». И замысел мой заключается в том, чтобы обратиться к воспоминаниям этих людей, проживших жизнь, наполненную всеми катаклизмами нашей имперской истории. Необходимо было добыть эти воспоминания из глубины памяти, актуализировать их. Мы отправились в это путешествие и на протяжении нескольких месяцев снимали их рассказы на видеокамеру, а потом расшифровывали. И вмонтировали их внутрь новой пьесы, сочиненной по мотивам «Синей птицы».
- Вы сами написали эту пьесу?
- Мы все вместе ее создали, это неизвестный автор. Неизвестный архитектор Вселенной, как говорили схоласты. Подлинная феерия, мистерия делается содружеством людей. Я не стал бы приписывать себе авторство, я просто участник этого процесса. Как, знаете, существовала майевтика Сократа, т. е. искусство извлекать скрытое знание при помощи наводящих вопросов, - вот и здесь дело в том, чтобы помогать, сопутствовать рождению. Именно в этом я вижу функцию режиссера, а не в том, чтобы покрывать все вокруг своей самостью. Это не диктатура, это другой тип организации дела. В результате у нас реально прожитая жизнь двух потрясающих артистов будет сопровождать путешествие детей за Синей птицей. И все это в некоем единстве трехдневного спектакля, где каждый день показа будет как отдельное зрелище.
- То есть можно будет смотреть не только три дня подряд, но и частями?
- Да, если человек придет, например, на второй день, то он получит абсолютно завершенное впечатление. И при этом может потом вернуться и увидеть другие части. Сегодня это свойство восприятия зрителя, воспитанного телевидением, дает возможность самых разных игр с композицией. Но, конечно, это не отменяет существования спектаклей-абонементов, которыми, по сути, являются и «Синяя птица», и «Стойкий принцип» (вторую редакцию этой работы я тоже покажу весной). У нас также есть идея цикла «Золотой осел», где сам по себе репертуар Малой сцены предстанет как единый проект.
- Что это значит?
- Это будет игра с романом Апулея «Золотой осел», построенным на принципе плетения разнородных историй. Эта книга, с одной стороны, исполненный невероятных приключений роман, а с другой - это мистерия инициации, в результате которой главный герой - юноша Луций - наделяется знанием и саном жреца. Участники этого проекта, мои ученики, будут делать дебютные спектакли по Достоевскому, Бунину, Чехову, Стриндбергу. И конечно, сцены из романа Апулея. Эту их работу можно будет сравнить с приключениями, которые переживает Луций, путешествуя по миру. И в конечном счете как Луций принял сан жреца богини Исиды, так и эти молодые люди станут режиссерами в своих дебютах. У меня всегда режиссер наделяется особым жизнетворческим образом. И если в «Синей птице» я буду играть роль феи, то в «Золотом осле» я - Исида. Я как бы плету эту ткань нового репертуара.
Публикации
Постановка «100% Воронеж» вошла в шорт-лист лучших российских спектаклей
РИА Воронеж / 18 декабря 2018

Ахеджакова: Звание «Человек года» Серебренникова от приговора не спасёт
Народная артистка выразила надежду в эфире НСН, что режиссёр, находящийся под домашним арестом, хотя бы избежит реального срока.
Национальная служба новостей / 17 декабря 2018

Кирилл Серебренников стал "Человеком года" по версии Ассоциации театральных критиков
В тройку лидеров номинации также вошли основатели "Театра.doc" Елена Гремина и Михаил Угаров, театральный режиссер Михаил Бычков
ТАСС / 17 декабря 2018

Ассоциация театральных критиков признала Серебренникова «Человеком года»
Коммерсантъ-Online / 17 декабря 2018

Александр Калягин остался должен псковским театральным блогерам сертификаты
В Пскове состоялся первый выпуск «Школы театрального блогера» при областном театре драмы
Московский Комсомолец Псков / 16 декабря 2018

Эксперт: независимая экспертиза государственных театров необходима перед их оптимизацией
Член Ассоциации театральных критиков Лариса Барыкина отметила увеличение количества театров в стране и их разную творческую интенсивность
ТАСС / 14 декабря 2018

НОВАЯ КРИТИКА НОВОГО ТЕАТРА
Лекторий «Новая критика нового театра» пройдёт 17 декабря в кафе театра «Старый дом». Это вторая лекция просветительского проекта, организованного театром совместно с Ассоциацией театральных критиков.
Эпиграф / 10 декабря 2018

В школе театрального блогера на базе Псковского академического театра драмы завершили первую сессию занятий
Iluki.ru / 09 декабря 2018

Кубань становится по-настоящему театральной
Председатель жюри Глеб Ситковский вручил приз от Ассоциации театральных критиков — диплом «Одному театру» за создание спектакля «С училища»
Московский Комсомолец Краснодар / 04 декабря 2018

Школу театрального блогера открывают в театре «Старый дом»
Известный театральный критик и эксперт «Золотой маски» Алексей Киселёв научит новосибирцев писать интересные рецензии и отзывы к спектаклям, а также расскажет, как правильно смотреть и понимать театральные постановки.
Новосибирские новости / 27 ноября 2018

В Омской драме открывается бесплатная школа театрального блогера
Занятия проведет столичный театральный критик Дина Годер
Новый Омск / 26 октября 2018

АРТЕМ БАСКАКОВ: "ЕСТЬ ГОЛОД В ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЯХ В ТЕАТРЕ"
Молодёжный художественный театр запускает новый проект – «Школа театрального блогера» Улан-Удэ. Это совместная инициатива Молодёжного художественного театра, секции критики и театроведения Союза театральных деятелей РФ, Ассоциации театральной критики РФ
Первое альтернативное телевидение / 22 октября 2018

В Улан-Удэ объявили набор в «Школу театрального блогера»
Ариг Ус / 17 октября 2018

Интервью с директором Псковского театра драмы Людмилой Цишковской на телеканале «Россия 24»
Зачем псковичам школа театральных блогеров и когда откроется первый в городе театральный клуб? Об этом и не только в интервью с новым директором Псковского театра драмы Людмилой Цишковской.
ГТРК Псков / 11 сентября 2018

Дмитрий Месхиев планирует попробовать себя в качестве театрального режиссера
Андрей Пронин анонсировал, что в планах запустить проект «Школа театрального блогера», который будет вести журналист газеты «Коммерсантъ» Алла Шендерова. «Чтобы научить желающих подробно разбираться в театре, в спектаклях», – добавил он.
Псковское агентство информации / 04 сентября 2018

В Уфе появилась Школа театрального блогера
Открытие Школы театрального блогера состоялось в Башкирском государственном театре оперы и балета
Газета Республика Башкортостан / 01 сентября 2018

Все публикации