Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Серия «Великопостных концертов» началась в Большом зале Петербургской филармонии с российской премьеры Арво Пярта

Компанию эстонскому классику составил другой православный минималист — британец Джон Тавенер

Ведомости / Понедельник 03 марта 2014
Cэр Джон Тавенер: британец, друг принца Уэльского, композитор. В музыке его традиции английской музыки сплетены с влияниями Востока; православный.
Арво Пярт: эстонец, покинувший СССР в самом конце 1970-х, живет в Берлине и Таллине. Четвертую симфонию посвятил Михаилу Ходорковскому. Создатель стиля «тинтиннабули», основанного на простейших попевках, онтологически восходящего к архаической простоте григорианских песнопений; православный.
Оба имени оказались объединены в афише концерта не случайно: музыка названных авторов обнаруживает глубинное духовное сродство. Да и по строю мыслей и технологии сочинения Пярта и Тавенера образуют мягко резонирующий консонанс.
Оба пришли к православию в зрелом возрасте — осознанный выбор делал их белыми воронами, отрешая от принятой в их странах религиозной традиции. Музыка обоих стилистически тяготеет к минимализму, хотя у каждого — своя простота и свой выбор средств.
Главное же, что объединяет художественные высказывания того и другого, — исповедальная интонация, стремление быть предельно искренними, избегать суесловия. Музыка Тавенера и Пярта — это род музыкальной «умной» молитвы, исихастическое воспарение души в эмпиреи посредством музыки.
В этом смысле особенно впечатлил «Покров Божией Матери» (The Protecting Veil) Тавенера для виолончели и струнного оркестра. По словам автора, в этом опусе он «попытался завладеть частицей космической силы Богоматери». На протяжении восьми частей, идущих без перерыва, подобно восьми византийским гласам в литургии, не умолкает скорбный голос виолончели. Отчетливые рефлексы восточной монодической традиции широкого спектра проявлены здесь в использовании лада с двумя увеличенными секундами — византийским аналогом мугамного лада Чаргях. Виолончель в руках Пабло Феррандеза плачет и рыдает совершенно так, как рыдает кяманча в руках традиционного музыканта. Лирико-трагический центр сочинения — пятая часть, для виолончели соло: Плач Богородицы у подножия креста. Красиво округлый, благородный тембр инструмента то понижается до неслышного шепота, то возвышает голос. Бережно и чутко поддерживал солиста оркестр «Кремерата Балтика», за пультом стоял латвийский дирижер Марис Сирмайс.
Второе отделение было отдано музыке Пярта — и на сцену вышел поистине исторический дуэт, Гидон Кремер и Татьяна Гринденко. Они сыграли, пожалуй, самый знаменитый опус Пярта — Tabula Rasa. В 1977 г. они были первыми исполнителями Двойного концерта, который им же посвящен.
Завершила концерт масштабная оратория Пярта «Плач Адама», написанная относительно недавно. Мировая премьера прошла в Стамбуле, в древней церкви Св. Ирины в 2010 г. Российская премьера состоялась сейчас. Текст афонского монаха старца Силуана посвящен горестным стенаниям и сокрушениям Адама, изгнанного из рая. По экспрессии выражения «Плач» смыкался с баховскими Пассионами. Речитации хора, мерные инструментальные пассакалии, прямые и инверсивные каноны составили плоть сочинения, одухотворенную исполнением Молодежного камерного хора (худрук — Юлия Хуторецкая) и хора оперного театра Консерватории.
И все же была в этом сочинении Пярта некоторая нарочитость, духовная тревога — тогда как музыка Тавенера дышала подлинностью, гармонией и искренностью религиозного чувства. Сэр Тавенер так и не успел исполнить свою мечту и еще раз приехать в Россию: он скончался 12 ноября 2013 г. Концерт был посвящен его памяти.

Церковь

Современные русские композиторы: Арво Пярт
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков