Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В программе Musikfest Berlin задают тон восточные славяне

Их только немного приправили холодным Бриттеном

Ведомости / Пятница 06 сентября 2013
С легкой руки арт-директора Винриха Хоппа на Musikfest Berlin теперь съезжаются топ-оркестры Европы и мира: Концертгебау, оркестр Баварского радио, Питтсбургский оркестр. Участие в фестивале лучших берлинских оркестров — обязательное условие; уровень оркестровой культуры в Берлине высок, и этому обстоятельству можно только радоваться.
В программах фестиваля классики ХХ века намного больше, чем прошлых веков, — в этом явлены вкусы нынешнего руководителя Винриха Хоппа, седьмой год возглавляющего Musikfest Berlin.
Как выстроить программу фестиваля, если над тобою висит обязанность отметить юбилеи таких разных композиторов, как Бриттен и Лютославский? Как увязать воедино интересы кассы, запросы публики и собственное желание придумать умный и элитарный фестиваль, генерирующий новые смыслы и нетривиальные ракурсы? Эти вопросы встают перед каждым по-настоящему креативным артистическим директором. А Винрих Хопп именно из таких. Он умеет придумать интересную концепцию, одновременно убедительную и неожиданную. Объединить программы хитросплетением родственных связей, неявных цитат, аллюзий, тематики. И тогда они предстают в афише как цельная, логичная композиция.
Восточнославянское наклонение было недвусмысленно заявлено с первого же концерта фестиваля: его открывал Питтсбургский симфонический оркестр под управлением Манфреда Хонека. Теплая интонация и мягкие тембры струнных в Сюите для струнного оркестра Яначека оттенили сложную игру хаоса и порядка в Chain II («Цепь») Лютославского. Глядя в молодое лицо Анне-Софи Муттер, не верилось, что впервые она сыграла это сочинение четверть века назад — и удостоилась исключительно высокого отзыва автора о своей игре.
Два вечера было отдано выступлениям артистичного и виртуозного Малеровского камерного оркестра: каждый музыкант в нем обладает амбициями солиста. С малеровцами выступил пианист Пьер-Лоран Эмар в необычной для него роли дирижера. Несмотря на выделку деталей, чувствовалось, что чисто дирижерской хватки ему недостает.
Гораздо ярче, живее и увлеченнее заиграл Малеровский оркестр, когда за его пульт встал Теодор Курентзис. Программа ему выпала не из легких. Четырнадцатая симфония Шостаковича — одно из самых пессимистичных сочинений в мировой музыкальной литературе — была дана в сопряжении с не менее мрачной кантатой Бриттена «Федра». Уверенно взяв бразды правления, Курентзис умело нагнетал жуткую атмосферу: мрак нарастал, саспенс пошел такой, что мурашки по коже забегали. Умелыми и резкими переключениями динамики, сломами настроений, лихорадочным темпоритмом он как завладел вниманием зала, так и не отпустил его до конца. Дирижера поддержали солисты — вибрирующая, как струна, Ангела Деноке и сдержанно серьезный Петр Мигунов: его глубокий, мерцающий таинственными обертонами бас сразу же задал верный эмоциональный строй.
Бриттен и Шостакович — емкая, многозначительная связь: композиторы были не только друзьями, но и единомышленниками. Оба предпочитали классичность выражения ультраавангардным новациям, оба — каждый по-своему — были интровертами. Вот почему столь естественно воспринимается связь музыки Бриттена и трех поздних симфоний Шостаковича, которые были исполнены на фестивале в три дня тремя разными оркестрами.
Арт-директор фестиваля предпослал программе отрывок из работы нобелевского лауреата Элиаса Канетти «Перемигивания». И сразу все встало на свои места: смысловые сопряжения между опусами Шостаковича и Бриттена, перекрестное музыкальное эхо, долетающее с берегов Вислы, Дуная и Влтавы. Вся программа Musikfest Berlin 2013 посвящена таким «перемигиваниям»: отражениям, откликам друг в друге музыкальных культур, интригующим влияниям, образующим сложный конгломерат, объединяемый понятием «европейская музыка».
Берлин
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков