Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

"Электра" Рихарда Штрауса в Экс-ан-Провансе: Боги пали

В интерпретации знаменитого режиссера Патриса Шеро Микены стали похожи на Эльсинор, а Электра — на Гамлета

Ведомости / Среда 31 июля 2013
Микены в интерпретации знаменитого режиссера Патриса Шеро стали похожи на Эльсинор, а Электра — на Гамлета.
Если повнимательнее вчитаться в тексты Софокла или Еврипида о микенской девушке Электре, ее брате Оресте и их папе с мамой, которые крепко не поладили друг с другом, а потом сравнить с тем, что написал австриец Гуго фон Гофмансталь двадцатью пятью веками позже, то главным отличием станет тотальное отсутствие древнегреческих богов в современной версии.
Боги, которые держали мир в разумном равновесии, умерли, и Электре больше не в кого верить. У Софокла Электра искренне полагала, что физическое устранение матери и ее ничтожного любовника Эгисфа, которые, убив царя Агамемнона, нарушили вселенскую гармонию, угодно богам и мир после этого станет лучше. У Гуго фон Гофмансталя за отсутствием богов разумом Электры владеют месть и ненависть. Грубо говоря, гнев софокловой героини был истовым, а гофмансталевской — неистовым.
«Содержание жизни разрушает ее изнутри, как превращающаяся в лед вода разрывает на куски глиняный сосуд» — так говорил Гуго фон Гофмансталь о своей Электре. «Человек — это болезнь» — вот что хочет сказать нам этот австрийский декадент на пороге XX века, который принесет в мировую историю столько взаимной ненависти, сколько древним грекам и не снилось. Вспомним, что трагедия Гофмансталя была написана в 1903-м, когда его еще безусому соотечественнику, который позднее захочет отомстить всем врагам Германии, было всего 14 лет.
В одноактной опере Рихарда Штрауса (1909), как ее понял Патрис Шеро, отсутствуют не только боги, но и мужчины. Время от времени они, конечно, вступают на сцену, но в основном робко жмутся по углам. Орест — это всего лишь орудие убийства, которым воспользовалась Электра, чтобы всадить кинжал в тело матери. Кажется, единственным мужчиной на сцене Гран-театра в Экс-ан-Провансе была в этот вечер сама Электра в убедительном исполнении Эвелин Херлициус. Не случайно она в какой-то момент даже запрыгивает на свою клушу-сестру Хрисофемиду, имитируя игру в папу и маму.
Главным свойством режиссуры Патриса Шеро стало почти тотальное отсутствие всякой режиссуры. В интервью, помещенном в программке к спектаклю, французский режиссер говорит об очевидных параллелях между «Гамлетом» Шекспира и «Электрой» Гуго фон Гофмансталя. В обоих случаях главный герой (героиня) должен отомстить матери и отчиму за убийство отца, и, видимо, не случайно художник Ричард Педуцци сделал микенский дворец чем-то похожим на Эльсинор. Впрочем, можно сказать, что эта холодная декорация похожа на все декорации дворцов сразу — серые бетонные стены, сводчатые арки и холодное равнодушие к людям, нашедшим себе приют в нем.
Гораздо более революционным оказался подход финского дирижера Эсы-Пекки Салонена, благодаря усилиям которого этот спектакль и будет иметь успех на сценах нью-йоркской Метрополитен-оперы и миланского Ла Скала. Если Шеро тянет спектакль назад, к Шекспиру, то дирижер, напротив, тяготеет к постромантической традиции. Он помнит о том, что после Штрауса был Шёнберг. Видимо, не зря в своих предпремьерных интервью он говорит прежде всего об атональной музыке XX столетия. Как ни странно, тандем консерватора Шеро и революционера Салонена оказался вполне жизнеспособным.
Экс-ан-Прованс
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков