Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Лживый свет моих очей»: Композитор Джезуальдо спел музыку композитора Шаррино

Новый музыкальный театр (НОМТ) показал в Москве современную оперу «Лживый свет моих очей», сочинение Сальваторе Шаррино, тонко отражающее историю жанра

Ведомости / Вторник 27 ноября 2012
НОМТ — театральный извод Центра современной музыки при Московской консерватории. Руководитель центра — композитор Владимир Тарнопольский выступает в роли просветителя, неутомимо знакомящего нас с тем, чего нельзя пропустить в текущей европейской музыке. Своего итальянского коллегу Сальваторе Шаррино Тарнопольский счел нужным представить одним из его самых признанных сочинений — оперой Luci mie traditrici, после премьеры в Шветцингене (1998) поставленной в еще нескольких театрах.
В Москве оперу показали дважды на Малой сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где всегда так хорошо над головами слушателей играет невидимый оркестр: в данном случае это был ансамбль «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова. Полуконцертное исполнение тактично поставила режиссер Катерина Панти Либеровичи, специалист по этому произведению, а спели молодые певцы, из которых лишь одна Екатерина Кичигина является оперной певицей, остальные же имеют дирижерско-хоровое образование, более полезное для исполнения негромкой, но прихотливой музыки.
Музыкальный язык Шаррино новичку может показаться сложным для восприятия: оркестр играет почти сплошь в высочайшем регистре, флажолетами и призвуками, интонация певцов скользит, монотония тихих звучаний требует разборчивого вслушивания. Однако по сути музыка оперы Шаррино традиционна — это не «современное искусство», в котором автор создает ссылки и работает с контекстами, а изощренная работа художника-вышивальщика, создающего материю высокой пробы.
В основе оперы итальянская пьеса XVII в. «Предательство ради чести», но за образом некоего герцога Маласпины стоит реальная фигура гениального композитора Джезуальдо, омрачившего душу убийством неверной жены и ее любовника. Джезуальдо, своими хроматическими мадригалами заглянувший на триста лет вперед, жил незадолго до рождения оперы как жанра. Если бы авторы первых опер взяли за основу его открытия, то их произведения оказались бы сродни опере «Лживый свет моих очей». Таково предположение самого Шаррино — и действительно, его вокальный язык представляет собой один из вариантов музыкальной декламации, выразительного пения на грани с речью.
Опера как жанр ощущается в творении Шаррино, невзирая на его внешнюю бедность и статичность, — благо мостик к такого рода опере проложили «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси с их поэтикой состояний души. Но в трагическом финале, где напряжение сгущается, чувствуются и тени других великих опер, в которых героине выпадала смерть от руки ревнивца, — приводить в пример Дона Хозе было бы опрометчиво, но вот Отелло и Воццек явно принесли свою долю смуты в душу мрачного Джезуальдо.

Современные русские композиторы: Владимир Тарнопольский
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков