Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

"Франциск" Сергея Невского в Большом театре: Сладость нищеты

Стартовал долгосрочный проект "Опергруппа"

Ведомости / Четверг 13 сентября 2012
Большой театр покоряет контрастами: на главной сцене открывает сезон гастролями «Ла Скала», а на новой выпускает авангардный опус, устами святого прославляющий нищету.
Произведение Сергея Невского, условно называемое оперой, ориентировано на каноны современной западной, преимущественно немецкой, музыки. Сознательно усложненный язык, отказ от диалога и линейной повествовательности, воздержание от классических приемов — все это как нельзя вернее подошло центральному образу пьесы, святому Франциску, точно так же отказывавшемуся от привычных земных благ.
Персонажей двое — умирающий Франциск, мучительно-бессвязно рассказывающий Господу о драмах, сопровождавших его служение и аскезу, и женщина, единственная, кто еще связывает его с землей. На сцене бедная кровать, плита, стол. Женщина в образе сперва матери, потом святой Клары пытается кормить и бинтовать умирающего. За ними во всю высоту сцены — громадный иконостас из железа и сеток, в котором теснятся студенты-чтецы (они читают на 17 голосов русский перевод текста), камерный оркестр и хор Questa musica под управлением Филиппа Чижевского. В кульминационный момент оперы Франциск карабкается по фактурной деревянной доске (художник Виктор Шилькрот) на верхний ярус, символически возносясь в иной мир. Земные руки статистов, как у Ларса фон Триера в «Антихристе», вырастающие откуда-то снизу, не могут его удержать, а из центра зала его прощально окликает женщина, теперь уже принявшая облик некоей доброй донны.
Вся опера — монолог Франциска, к которому подключаются голоса женщины, хора (в конце это ангелы, поющие молитвы) и чтецов. Вся соль в том, что этот монолог несколько по-разному прописан либреттистом (Клаудиус Люнштедт), композитором (Сергей Невский) и режиссером (вчерашний студент, дебютант в опере Владимир Бочаров). Текст либретто не знает знаков препинания, он проникнут истерикой и натурализмом. В музыке же преобладает негромкий, уравновешенный тон, сложное обилие ее деталей складывается в своего рода гармонию, а контратенор Франциска звучит очаровательно нежно. И наконец, сценический Франциск, в затрапезной майке, жадно жрущий из миски, являет собой образ много более прозаичный, нежели его тексты и звучание его голоса. Наложение этих трех трактовок — и то, как они проступают друг сквозь друга, — и образует прихотливый смысловой ритм произведения, компенсирующий его известную статичность.
Вокальные работы Дэниела Китинг-Робертса и Наталии Пшеничниковой иначе как блестящими не назовешь. Есть и минуcы: простоватые голоса чтецов не слишком интегрированы в изысканно звучащее целое, а звукоусиление искажает акустическую картину целого. И все же современной оперы в Большом не было давно, а тут он дал и прекрасный пример другим театрам.

Современные русские композиторы: Сергей Невский
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков