Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Александру Невскому» достанется похуже «Жизни за царя»

Великий фильм Эйзенштейна, который скоро войдет в школьную программу, по мнению дирижера Юрия Темирканова, «морально устарел». Тем временем морально омолодилась великая опера Глинки.

Ведомости / Четверг 12 июля 2012
В Санкт-Петербурге сегодня открывается фестиваль«Опера — всем». В день открытия 12 июля на открытом воздухе в Петропавловской крепости дадут оперу Глинки «Жизнь за царя». Немногим ранее пришло известие из Италии, где гастролирует со своим знаменитым оркестром дирижер Юрий Темирканов. На концерте в римских Термах Каракаллы он исполнил кантату Прокофьева «Александр Невский», заменив кадры из фильма Эйзенштейна инсталляцией итальянского режиссера Пьерлуиджи Пьералли и добавив, что фильм (цитирую по ИТАР-ТАСС) «немного морально устарел».
И опера Глинки «Жизнь за царя», и музыка Прокофьева к «Александру Невскому» — общепризнанные музыкальные шедевры, чье качество пока никем не подвергалось сомнению. Однако качество музыки при желании можно отделять от содержания произведения в целом. Опера Глинки за свою историю натерпелась этого достаточно. С«Александром Невским» это, похоже, только начинается.
На премьере в петербургском Большом театре в 1836 г.«Жизнь за царя» имела успех и обосновалась на сцене. Если ее слегка и критиковали, то разве что сторонники хорошего вкуса: им не нравилось, что Глинка использовал узнаваемые народные мелодии, в особенности Песню лужского извозчика. Злоключения оперы начались в советское время: ее переименовали в «Ивана Сусанина» и переписали либретто, выбросив царя. Постановочная традиция превратила главного героя в пузатого деда — тогда как в реальности ему было 33 года, чему Глинка придавал значение, называя его в рукописи«И.Сус». Картинный спектакль Большого театра, решенный в сталинской эстетике, игрался на сцене и в 1990-е гг., вызывая справедливые упреки в творческом безволии. Но и новаторская постановка оперы, предпринятая Мариинским театром, не оказалась убедительной: режиссер Дмитрий Черняков, по обыкновению перенеся действие оперы в наши дни, не нашел решения, которое бы оправдало пафос заключительного хора «Славься», и храбро поставил на глинкинском финале жирный знак минус, разыграв под звуки хора сцену лживого официозного торжества.
Но прошло время, и тот же Черняков, когда режиссировал церемонию открытия Большого театра после реставрации, нашел для этого самого хора смысл: «Славься» спел-таки народ — строители в касках. Финал снова стал актуален — режиссер его морально омолодил.
Теперь уже не осталось причин менять содержание«Жизни за царя» и отделять его от музыки. Рано или поздно будет создана постановка, достойная оригинала. Такой вполне может стать — почему нет? — готовящийся опенэйр в Петропавловской крепости, где режиссер Юлия Прохорова и дирижер Фабио Мастранжело объединят усилия, символизируя своим союзом гармоничное равновесие русских и европейских качеств в опере Глинки.
«Александр Невский», созданный через сто с небольшим лет после«Жизни за царя», считался шедевром и при советской власти, и при демократии, и в России, и на Западе. Причем это относилось и к фильму, и к концертной кантате Прокофьева. Когда появились технические возможности, фильм отреставрировали американцы, и Юрий Темирканов записал новый саундтрек. В концертах — и в России, и за рубежом — кантата нередко исполнялась им и другими дирижерами вместе с кадрами фильма — или же фильм шел с живым оркестром.
Но недавно название «Александр Невский» всплыло в обсуждениях инициативы Никиты Михалкова, предложившего создать список из ста шедевров кино для школьников. Фильм Эйзенштейна, скорее всего, войдет в новый официальный канон. И тут ему крепко достанется. Я уже прочел в интернете, что«Александр Невский» — самый плохой фильм Эйзенштейна. Оценка деликатная и лукавая, указывающая лишь на относительную, а не абсолютную ценность.
Но факт — наступило время, когда и в «Александре Невском» начали отделять музыку от содержания. Почему этого не было в советские годы, почему это произошло сейчас? Очевидно, потому, что ослаб культ чистой формы. Современное искусство вынесло на первый план содержание, которым культура обменивается с социумом.
Если фильм войдет в программу для школьников, многие — в том числе и родители — станут отвергать его именно в пику официальному канону. Но сегодня то, что фильм «немного морально устарел», говорит Юрий Темирканов — человек, которого невозможно заподозрить ни в малейшей конъюнктурности и который диктует свои правила в любой стране, где бы ни оказывался. Значит, он действительно так чувствует.
Очевидно, это время «Александру Невскому» придется переждать. Оно когда-нибуль закончится, как показывает история злоключений «Жизни за царя».
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков