Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Теодор Курентзис на Винзаводе: Ликбез высокой пробы

Авангардная музыка Шелси и Христу собрала полный зал

Ведомости / Воскресенье 03 июня 2012
В течение сезона в музыкальной программе «Платформы», которой руководит композитор Сергей Невский, было немало интересного, а выступление Курентзиса с Московским ансамблем современной музыки стало ее кульминацией. Со свойственным ему перфекционизмом дирижер подготовил музейного качества экспозицию авангарда второй половины прошлого века, и это был ликбез высокой пробы.
Из всех имен, представленных в концерте, всемирно знаменит только американец Джон Кейдж, хотя у нас из его партитур исполнялось тоже далеко не все. В сочинении, академично названном Концертом для фортепиано с оркестром(1958), партитуры, впрочем, нет. Есть только отдельные партии — в том числе и у дирижера, при этом исполнитель волен начать исполнять свою партию с любого места. Как и многое у Кейджа, Концерт проникнут духом веселой игры, поэтикой случайности и необязательности, а также жизнеутверждающей буддийской пустотой.
С ним разительно контрастировали опусы воспаленно мыслящих европейцев. Итальянец Джачинто Шелси и грек Яни Христу при жизни не входили в официальный канон авангарда. Шелси мог строить целое произведение из навязчивых повторов и вариаций единственной ноты. Такой опус и спела Наталья Пшеничникова, это был Pranam I (1972), посвященный памяти Яни Христу.
Христу, едва успев найти свой метод, в 44 года погиб в автокатастрофе. Этот факт, видимо, и надоумил Кирилла Серебренникова назвать весь концерт «Катастрофой». Мир музыки Христу в самом деле темен и напряжен, но слишком упорядочен, чтобы выражать катастрофический взгляд на вещи. Христу стремился достичь экспрессии античного театра, в цикле Anaparastasis (репрезентация, представление) он создал извод древнего ритуала — нечто подобное пробовал в «Илиаде» Анатолий Васильев, — но в экстремальном выражении образца 1968 года. Первому произведению («Баритон») как раз и подошла исполнительская манера Бориса Филановского, которую он называет «экстремальным вокалом», второму («Пианист») — творческий образ Вангелино Курентзиса, неотмирного композитора — брата дирижера. Вангелино сыграл немоту пианиста, вместо нот издающего за роялем истошные страдальческие крики, — с его экзистенциальной драмой контрастировала внешняя агрессия музыкантов ансамбля, которым композитор под занавес предписал неистовствовать, круша все что попало (и в самом деле, из груды мусора в конце вытащили разбитую скрипку). Несмотря на внешнюю похожесть, опус Яни Христу не оказался рифмой ни контркультурному разбитию рок-гитар, ни «Репетиции оркестра» Феллини, потому как все-таки доставил странное подобие катарсиса.
Ближе к нормам цивилизации оказался внешне экспрессивный, но внутренне холодный J'étais d'accord Сергея Невского.

Современные русские композиторы: Сергей Невский
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков