Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Важные гастроли: в Москву впервые приезжает Чикагский симфонический оркестр

Концерты Риккардо Мути и его музыкантов откроет произведение, написанное ныне живущим русским композитором

Ведомости / Четверг 12 апреля 2012
За последние годы у нас побывали почти все ведущие оркестры Европы, чего не скажешь об американских — их не было в России с советских времен. Но благодаря «Американским сезонам в России» брешь пробита — и к нам едет не просто какой-нибудь американский оркестр, а один из самых знаменитых. За свою 120-летнюю историю Чикагский симфонический оркестр успел поработать с самыми прославленными дирижерами, среди которых Артур Родзинский, Фриц Райнер, Георг Шолти, Пьер Булез и Даниэль Баренбойм. Он входит в так называемую большую пятерку оркестров США, в которой также числятся Бостонский, Нью-Йоркский, Филадельфийский и Кливлендский оркестры. Уже давно критики, впрочем, говорят, что уровня «пятерки» достигли еще пять-семь оркестров США — но в мастерстве Чикагского симфонического никто не сомневается. Сто пятьдесят концертов в сезон дома и на гастролях, летом на его плечах — фестиваль «Равиния», проходящий на берегу озера Мичиган. Год назад Чикагский оркестр, весь обвешанный премиями Grammy, получил 62-й по счету позолоченный граммофон за запись Реквиема Верди под управлением Риккардо Мути — его нынешнего (с 2010 года) главного дирижера.
Теперь оркестр и маэстро Мути приезжают в Россию — в Москве будут сыграны две программы, одна из них по­вторена в Петербурге. Весьма приятно, что обе программы будут открываться короткой вещью русского композитора, а именно Дмитрия Смирнова, многие годы живущего в Англии.
Предыстория такова: однажды британский музыковед Джерард Макберни, большой знаток и пропагандист русской музыки, пожаловался Смирнову, что ни один современный композитор не может написать произведение, которое подошло бы для открытия симфонического концерта, — быстрое, как увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки, эмоциональное, как увертюра к «Силе судьбы» Верди, блестяще оркестрованное, как любая увертюра Берлиоза, длиною в семь минут и вызывающее у слушателя спонтанную овацию, как если бы он только что увидел падающую звезду. Смирнов воспринял шутку как творческий вызов и через три дня прислал Макберни именно такую партитуру. «Уж не знаю, — признается композитор, — удовлетворяет ли мое произведение всем пяти выдвинутым условиям, но одному из них точно: если играть его в правильном темпе, то оно длится семь минут».
Два года Макберни безуспешно пытался всучить партитуру друга разным дирижерам, пока не узнал, что на гастролях в России Риккардо Мути хочет сыграть произведение живого русского композитора. Макберни тут же послал Мути несколько партитур, из которых тот, не колеблясь, выбрал сочинение Дмитрия Смирнова. Мировая премьера «Космической одиссеи» уже с успехом прошла в Чикаго. Судя по описанию, произведение это программно-иллюстративное, в нем есть выраженный музыкой сюжет (с нескольких попыток запускают космический корабль, он улетает и пропадает из виду, но все заканчивается благополучно), а вдохновлялся композитор детскими воспоминаниями о первых космонавтах. Джерард Макберни даже находит, что одна из тем смахивает на музыку из советских киножурналов.
В первой программе оркестр сыграет сюиту из музыки Нино Рота к фильму «Леопард». Рота одно время учился у одного из самых деспотичных дирижеров Чикагского оркестра венгра Фрица Райнера, а в зрелые годы руководил консерваторией в Бари, которую посещал и Риккардо Мути, — так что все очень символично. Не менее символично и включение в программу Пятой симфонии Шостаковича: ее в Америке очень любят, а началось все с того, что сам автор сыграл на рояле скерцо из симфонии целому стадиону американцев на Мэдисон-сквер-гарден, где сейчас базируется баскетбольный клуб «Нью-Йорк Никс». Произошло это во время официального визита в США советских деятелей культуры в 1949 году.
Вторая программа чисто европейская и призвана продемонстрировать большой стиль и блестящие возможности оркестра. Вспоминая записи, на которых Чикагский оркестр — скажем, под управлением Фрица Райнера — исполняет музыку Рихарда Штрауса, можно только предвкушать удовольствие от симфонической поэмы «Смерть и просветление», где молодой композитор пытался проникнуть в чувства человека, расстающегося с жизнью и обретающего вечный свет.
Симфония Сезара Франка, напротив, написана на склоне лет умудренным автором; недавно ее исполнял в Москве Оркестр Романской Швейцарии — вот и сравним подходы романский и американо-итальянский.
Риккардо Мути в последние годы выступал в Москве раза четыре, с разными оркестрами. Каждый раз результат был несколько формален и вял. Возможно, именно гастроль с американскими подопечными позволит вживую оценить дирижера, больше известного нам своими блестящими и продуманными записями.
18-19 апреля, Большой зал консерватории, Б.Никитская ул., 13, тел. 232 53 53

Современные русские композиторы: Дмитрий Смирнов (UK)
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков