Театральная критика«Кавалер розы» в Большом театре: Время наслаждатьсяОперная Москва давно не видела спектакля, в котором оригинал, исполнение и постановка сложились бы в столь гармоничное целоеВедомости / Среда 04 апреля 2012 Творение Рихарда Штрауса (1911) пришло к нам вовремя: пространный опус(спектакль заканчивается в полдвенадцатого) настолько переполнен смакованием удовольствий, что достоин самой благополучной аудитории. Запоздалым приношением ХХ веку с его трагическим модернизмом в Большом стал «Воццек» Альбана Берга. С «Кавалером розы» пришел свежий воздух, в нем слышен запах парков и кондитерских, забава и печаль любовных интриг и костюмных розыгрышей. Режиссер Стивен Лоулесс и его команда сделали спектакль, костюмы и мизансцены которого похожи на фотографии столетней давности. Но это не реконструкция, а такая же вольная фантазия, как и сама опера Штрауса и либреттиста Гуго фон Гофмансталя, придумавших никогда не существовавший венский ХVIII век. Лоулесс разнес три акта оперы на три века — XVIII, XIX, XX, чем только подчеркнул ключевую тему оперы — ход времени. Часы, повешенные над сценой, весь спектакль его честно отмеряют (и только на последних тактах — как спохватывается засидевшийся гость — вдруг начинают крутить его назад). Но часы — не века, от перемены веков не меняются ни Вена, ни люди, ни небо. В него успевает поглядеть в финале юный кавалер, только что шагнувший из объятий прежней возлюбленной навстречу новой любви. «Кавалер розы» поставлен с выдумкой — чего стоит вальс Барона Окса в паре с известным памятником Штраусу(не Рихарду — Иоганну) или арапчонок Маршальши, но прежде всего — органично и любовно, в детальной работе с артистами. Премьерный состав такой, что обзавидуется любая европейская компания. Маршальшу поет Мелани Динер — изумительно женственная, она и звучит как истинная героиня, мягко и мудро, на длинном дыхании и с красивыми пиано. Ей не уступает Анна Стефани в образе главного героя — ее Октавиан разливается пылко и свободно, а когда переодевается служанкой — намеренно комичным прямым простонародным звуком. «Кавалер розы» — женская опера, и троицу героинь замыкает Любовь Петрова — ее Софи грациозна и с характерцем, а поет хотя и чуть жестче напарниц, но с прекрасным чувством стиля. Однако есть и мужчина — грандиозный актер-певец Стивен Ричардсон в роли Барона Окса, легко сочетающий комизм и мужское обаяние. Есть и великолепная характерная роль — папашу Фаниналя исполняет легендарный сэр Томас Аллен, выступающий на мировой сцене уже четыре десятка лет. «Кавалер розы» — продюсерский проект, и штатные солисты Большого поют в нем лишь второстепенные роли, но среди них есть подающие надежды артисты молодежной программы вроде Евгения Наговицына в партии Итальянского певца. Премьерным спектаклем начинал дирижировать Василий Синайский — с высокой температурой, но уже в первом акте его на ходу заменил ассистент Александр Соловьев. «Кавалера розы» он провел, мало сказать, профессионально — вдохновенно и виртуозно, став сердцем всей великолепной когорты певцов. Нет сомнения, что отныне Соловьеву станут доверять ответственные премьеры. Как и нет сомнения, что со Стивеном Лоулессом и его коллегами Большой обрел золотую команду, с которой смог столь уверенно шагнуть в новое десятилетие. |