Театральная критикаАдрес статьи: http://friday.vedomosti.ru/article/2011/10/28/17825 Священная война девочекОратория Антонио Вивальди прозвучит в исполнении оркестра Musica VivaВедомости-Пятница / Пятница 28 октября 2011 Во всей истории музыки найдется немного таких тонких, светлых и лучезарных произведений, как оратория Вивальди, рассказывающая о кровавом убийстве, которое совершила героическая Юдифь из осажденного ассирийцами иудейского города Ветилуя. Хрестоматийный сюжет — прекрасная патриотка, поставившая на кон свою честь, но сумевшая усыпить бдительность варвара-завоевателя, влачит окровавленную голову, с которой капает кровь, — Вивальди воплотил в нежнейшей музыке, полной замысловатых красот и изысканной светотени. Объясняется это тремя причинами, одна из которых приятнее другой. Первая — венецианцы разбили турок. В 1716 году была одержана победа на острове Корфу — этом бастионе европейской цивилизации. Символическое значение победы состояло в победе христианского мира над варварством. На волне эйфории Вивальди получает заказ на ораторию, в которой в аллегорической форме была бы воспета победа. Поэт Джакомо Кассетти пишет латинское либретто под названием Juditha triumphans devicta Holofernis barbarie — «Торжествующая Юдифь, одолевшая варвара Олоферна». Под Олоферном подразумевался турецкий султан, а в эпилоге оратории верховный жрец Ветилуи Озия прямым текстом предрекал грядущую свободу Городу моря Венеции. Жанр сочинения авторы определили как «священная военная оратория». На премьере присутствовал главный герой победы — бившийся за венецианцев генерал Иоганн Маттиас фон дер Шуленбург. Вторая причина — оратория написана для девочек. Тех самых, которых Вивальди воспитывал в приюте-консерватории Оспедале делла Пьета. Одна девочка пела Юдифь, другая — Олоферна, третья — служанку Юдифи Абру, четвертая — евнуха при Олоферне Вагуса, пятая — Озию, лишь в хоре было сколько-то мужчин. Вот и партии в оратории одна изящнее и ажурнее другой. Драматичных арий — раз-два и обчелся, из них одна вложена в уста верного евнуха, обнаружившего в спальне Олоферна обезглавленный труп. Третья причина — Вивальди был молод, он только начинал карьеру и начинал очень успешно, параллельно сочиняя оперы и оратории. Позже он отдал предпочтение опере и инструментальным концертам. Из четырех написанных им ораторий «Юдифь» — единственная, что уцелела. Главная прелесть ее — оркестр, в котором использованы, помимо обычных струнных, виола д'амур, мандолина (оба этих инструмента ведут сольные партии в ариях Юдифи), четыре теорбы (больших лютни), пять виол да гамба, трубы, литавры, блок-флейты, гобои, шалюмо (род старинного кларнета), орган и клавесин. Они никогда не играют все вместе: композитор искусно чередует тембры, сближая и разводя их между собой и голосами. Воплотить эту красоту на московской сцене предстоит оркестру Musica Viva под руководством Александра Рудина. В качестве хора выступит вокальный ансамбль «Интрада», а на сольные вокальные партии собраны известные в Европе мастерицы барочного пения. Из них три из Италии — Лаура Польверелли (Юдифь), Мария-Жозе Труллу (Олоферн) и Марина Компарато (евнух Вагус), одна из России — Мария Горцевская (служанка Абра). А вот спеть партию жреца Ветилуи все-таки позвали мальчика — российского контратенора Рустама Яваева. 2 ноября, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53 |