Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Священная война девочек

Оратория Антонио Вивальди прозвучит в исполнении оркестра Musica Viva

Ведомости-Пятница / Пятница 28 октября 2011
Во всей истории музыки найдется немного таких тонких, светлых и лучезарных произведений, как оратория Вивальди, рассказывающая о кровавом убийстве, которое совершила героическая Юдифь из осажденного ассирийцами иудейского города Ветилуя. Хрестоматийный сюжет — прекрасная патриотка, поставившая на кон свою честь, но сумевшая усыпить бдительность варвара-завоевателя, влачит окровавленную голову, с которой капает кровь, — Вивальди воплотил в нежнейшей музыке, полной замысловатых красот и изысканной светотени.
Объясняется это тремя причинами, одна из которых приятнее другой.
Первая — венецианцы разбили турок. В 1716 году была одержана победа на острове Корфу — этом бастионе европейской цивилизации. Символическое значение победы состояло в победе христианского мира над варварством. На волне эйфории Вивальди получает заказ на ораторию, в которой в аллегорической форме была бы воспета победа. Поэт Джакомо Кассетти пишет латинское либретто под названием Juditha triumphans devicta Holofernis barbarie — «Торжествующая Юдифь, одолевшая варвара Олоферна». Под Олоферном подразумевался турецкий султан, а в эпилоге оратории верховный жрец Ветилуи Озия прямым текстом предрекал грядущую свободу Городу моря Венеции. Жанр сочинения авторы определили как «священная военная оратория». На премьере присутствовал главный герой победы — бившийся за венецианцев генерал Иоганн Маттиас фон дер Шуленбург.
Вторая причина — оратория написана для девочек. Тех самых, которых Вивальди воспитывал в приюте-консерватории Оспедале делла Пьета. Одна девочка пела Юдифь, другая — Олоферна, третья — служанку Юдифи Абру, четвертая — евнуха при Олоферне Вагуса, пятая — Озию, лишь в хоре было сколько-то мужчин. Вот и партии в оратории одна изящнее и ажурнее другой. Драматичных арий — раз-два и обчелся, из них одна вложена в уста верного евнуха, обнаружившего в спальне Олоферна обезглавленный труп.
Третья причина — Вивальди был молод, он только начинал карьеру и начинал очень успешно, параллельно сочиняя оперы и оратории. Позже он отдал предпочтение опере и инструментальным концертам. Из четырех написанных им ораторий «Юдифь» — единственная, что уцелела. Главная прелесть ее — оркестр, в котором использованы, помимо обычных струнных, виола д'амур, мандолина (оба этих инструмента ведут сольные партии в ариях Юдифи), четыре теорбы (больших лютни), пять виол да гамба, трубы, литавры, блок-флейты, гобои, шалюмо (род старинного кларнета), орган и клавесин. Они никогда не играют все вместе: композитор искусно чередует тембры, сближая и разводя их между собой и голосами.
Воплотить эту красоту на московской сцене предстоит оркестру Musica Viva под руководством Александра Рудина. В качестве хора выступит вокальный ансамбль «Интрада», а на сольные вокальные партии собраны известные в Европе мастерицы барочного пения. Из них три из Италии — Лаура Польверелли (Юдифь), Мария-Жозе Труллу (Олоферн) и Марина Компарато (евнух Вагус), одна из России — Мария Горцевская (служанка Абра). А вот спеть партию жреца Ветилуи все-таки позвали мальчика — российского контратенора Рустама Яваева.
2 ноября, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков