Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Победа кулинарии

На Новой сцене Большого театра выступает Королевский театр Мадрида. Показывают оперу Брехта/Вайля «Возвышение и падение города Махагони» — произведение злое и красивое

Ведомости / Четверг 08 сентября 2011
Московская публика смотрит спектакль, слегка скучая. На первом показе аплодисменты раздались лишь однажды — во время апокалиптического финала, который постановщики решили превратить в митинг с лозунгами всех мастей, среди которых вдруг вынесли и такой: «Свободу олигархам». На чистом русском языке.
В остальном содержание зрелища трогает нас мало. Действие буксует. Персонажи такое дерьмо, что сочувствовать некому. Антибуржуазный пафос, от которого распирало молодого Брехта, нам чужд. В дельцах с уголовным прошлым, поставляющих радости жизни состоятельным господам, мы сегодня уже себя не угадываем. Коллективный половой акт на оперной сцене нас не шокирует. Мусорная куча вместо декорации (постановка и оформление каталонской группы La fura dels Baus) не возмущает. Мотивчик «Прощай, луна Алабамы» мы слышали в исполнении Дэвида Боуи и Doors. А место Брехта в мировой культуре мы давно отдали Ларсу фон Триеру.
Прекраснодушный интендант театра «Реал» Жерар Мортье ратует за политический театр, имеющий общественное звучание, — в чем солидарен с Брехтом, критиковавшим оперу как вид искусства за «кулинарность». Но, как ни уважай подобные взгляды, опера «Возвышение и падение города Махагони» не устарела именно благодаря своим кулинарным качествам — она и сегодня звучит очень свежо. Курт Вайль положил в нее ингредиенты, которые не протухли за ушедший век — а именно сочные интонации и ритмы низких жанров. Немецкая кабаретная песня и американский джаз превращены в зонги города Махагони так прихотливо и элегантно, как это могло получиться только у продвинутого выпускника берлинской консерватории. Став оперной, музыка ресторанов и притонов приобрела искаженные, гротескные и оттого еще более привлекательные черты. Все это мадридской труппе удалось замечательно исполнить.
Мужской хор не заглушает пятерых хористок-женщин, которые как бы связывают хоровое и сольное начало — эту идею Вайля мадридцы воплотили в образцовом балансе. Очень ладно звучит Симфонический оркестр Мадрида — слышно, умеющий играть не только оперный репертуар. Особую краску в нем создают саксофоны, солирующие в перекличках с певческими голосами. Между мадридской премьерой прошлого года и нынешними московскими гастролями есть важное отличие: если в Мадриде за пультом стоял испанский дирижер, то в Москве дирижирует Теодор Курентзис. В ритмичных и громких эпизодах он так же подтянут и точен, как и его испанский коллега, а в медленных и тихих подпускает такого ажурного колдовства, что понравилось бы, наверное, самому Вайлю. Кроме того, в роли Дженни чернокожую канадку из первого состава в Москве заменила полька Эльжбета Шмытка. Голос европейского тембра, немецкий язык, на котором поется один из зонгов, и стиль ансамбля, задаваемый Курентзисом, слегка уводят фокус из Америки в Европу, от мюзикла в сторону — нет, не кабаре, а классического, прямо-таки моцартовского стиля, которым дирижер и артистка так великодушно наградили дешевую шлюху из города Махагони.
В целом же состав солистов (он один на три спектакля) на удивление ровный. Две звезды — Уиллард Уайт в роли проходимца Мозеса и Джейн Хеншель в роли вдовы Бегбик задают планку большого вокала, ей соответствуют все остальные солисты, особенно корпулентный тенор Михаэль Кениг с большим и гибким вагнеровским голосом (лесоруб Джимми, растерявшийся в городе удовольствий) и тенор-комик Джон Истерлин.
Вполне добротная, без особых затей постановка не испортила российской премьеры «Махагони». Лучше поздно, чем никогда, и спасибо году Испании в России. Брехту больше повезло, его в России ставили. Зато — теперь мы поняли — место Вайля в мировой культуре никто не занял. Слишком артистично составлен его рецепт, чтобы по нему готовить.

Постоянство
«Махагони» Курта Вайля – одна из любимых опер Жерара Мортье. В 1998 г. она исполнялась на Зальцбургском фестивале, интендантом которого в то время был нынешний босс театра «Реал».
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков