Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Петербургский текст — на сцене и в нотах

В театре «Зазеркалье» сыграли премьеру оперы «Шинель» Ильи Кузнецова. Молодой композитор оказался в компании с маститым Геннадием Банщиковым

Ведомости / Четверг 10 февраля 2011
Давным-давно стали общим местом разглагольствования про «Петербургский текст» им. акад. Топорова, однако в день премьеры от этих ассоциаций было ну никак не отделаться. Сырая метель, поглотившая умышленный город, была точь-в-точь как та вьюга, что «свистела в улицах, ветер, по петербургскому обычаю, дул со всех четырех сторон, из всех переулков», и бедному Акакию Акакиевичу «вмиг надуло в горло жабу».
Снег эффектно валил и в спектакле. Режиссер Александр Петров усадил зрителей на авансцене, в нескольких метрах от раздетой черной сценической коробки. Заднюю ее стену по диагонали пересекает лестница, под колосниками — присутствие, обозначенное плоскими фанерными чиновниками, пишущими механическим движением руки на манер мишеней в тире. Атмосфера ирреального гоголевского города-морока создается лишь светом, дымом и снегом: спектакль — первая премьера после реконструкции здания театра, в процессе каковой его начинили всяческой современной техникой, и художник Александр Храмцов, кажется, вознамерился продемонстрировать все ее изрядные выразительные возможности.
Техника использована не хвастовства ради, а очень по делу. К примеру, Акакий Акакиевич (превосходная, выдающаяся работа Андрея Матвеева) является наконец на службу в новой шинели — его торжество и счастье находят материальное выражение сразу в трех персонажах: Подкладке, авантажной девице в алом и в маске, Сукне и Пуговицах, двух молодых людях, да еще разверзается пол, и оттуда выплывает портной Петрович с нимбом, воздев благословляющие персты на манер буквально Господа Бога.
Все эти фантасмагории, конечно, вышли из гоголевской «Шинели». Тут режиссер следует за композитором, композитор — за повестью. Илья Кузнецов сочинил очень театральную, заразительную музыку, в лучшем смысле слова простодушную, заставляющую вспомнить Валерия Гаврилина, бывшего равно искренним и в гротеске, сарказме, и в пронзающей, щемящей боли и тоске. Вот и у Кузнецова за бурной кадрилью, которую жгут чиновники вместе с некой дамочкой облегченного поведения, следует заупокойная молитва, разрастающаяся до реквиема по почившему Башмачкину, — ее поет квартирная хозяйка злосчастного титулярного советника. Разбитную даму, хозяйку и еще жену Петровича играет одна Елена Попель — как это согласно с духом Гоголя!
Та же Попель стала бессловесной героиней второй гоголевской истории, составившей вместе с «Шинелью» спектакль, названный «От Петербурга до Миргорода». В Миргород после антракта перенесла «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Геннадия Банщикова. Это сорокалетней давности сочинение известного композитора Александр Петров и главный дирижер «Зазеркалья» Павел Бубельников уже ставили полуконцертно в 80-е, сейчас им, как и «Шинелью», дирижировал молодой Анатолий Рыбалко. А оформил тот же Храмцов: он засадил всю площадку подсолнухами, перед которыми протянута веревка, на которую «глупая баба» вывешивает проветриваться наряды Ивана Никифоровича. Сбоку — клавесин. Иваны басом и тенором затягивают «Дывлюсь я на небо», потом мелодия переходит к фортепиано с оркестром, тут баба взгромождается за клавесин и делает вид, что двумя пальцами как раз наигрывает это самое «Дывлюсь», кроя при том невероятные гомерически смешные рожи.
Не менее смешно и точно представляют заглавных персонажей Сергей Ермолаев и Александр Подмешальский. И в целом обе постановки — образец синтетического оперного театра, в котором интересный музыкальный материал соединяется с остроумной изобретательной режиссурой, сценографией под стать, качественной игрой оркестра и отличной, самоотверженной работой актеров-певцов. В результате, пусть это не лучшие на свете инструменталисты и голоса, целое получается больше, чем просто сумма всех слагаемых.

Новое имя
Илья Кузнецов родился в 1976 г. Выпускник Петербургской консерватории, класс Бориса Тищенко. В 2008-м его опера «Джинн из бутылки, или Невероятные приключения Кости Оладьина» вышла в финал конкурса на создание лучшего музыкального спектакля для детей и юношества, устроенного Большим театром

Современные русские композиторы: Илья Кузнецов, Геннадий Банщиков
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков