Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Душа и сны

Латвийская национальная опера показала премьеру оперы Чайковского «Евгений Онегин». Правильнее было бы назвать спектакль «Татьяна Ларина»

Ведомости / Вторник 07 декабря 2010
Постановка Андрейса Жагарса получилась разновекторной. Любители активных режиссерских решений в трактовке хрестоматийных партитур такие решения обнаружат. Консерваторы, полагающие, что главная задача и добродетель режиссера в опере — не мешать певцам и оркестру, также будут удовлетворены.
Изобретений два: сон Татьяны и сон Онегина. В Пятой главе романа Пушкина, как известно, Татьяна видит пророческий сон, где мешаются эротика и ужас: медведь тащит ее на колдовской шабаш, которым заправляет Онегин. У Жагарса в начале Третьей картины, на хоре «Девицы-красавицы», Татьяна вздремнула после бессонной ночи — и во сне к ней крадется медведь, шкура постепенно сползает, под ней оказывается совершенно голый мужик. Он, впрочем, не причинив девушке никакого ущерба, удаляется в кулису, откуда вскорости является Онегин, дабы пропеть свою воспитательную рацею (Эгилс Силиньш в этой партии предстал черствым резонером). А в главе Осьмой, в свою очередь, заглавный герой, сидя у камина, забылся — и ему грезится убитый Ленский и прочие персонажи из прошлой жизни. В спектакле на музыке знаменитого полонеза, открывающего Шестую картину (бал в Петербурге), Онегина посещает виденье, в котором окровавленный Ленский ходит как живой, старшая Ларина с няней, какие-то уроды в необычайных костюмах, то близнецы под одной гигантской шляпой и с циклопической тарелкой в руках, то мальчики с приклеенными бородами понарошку стреляются, «а вот полужуравль и полукот». Поскольку сценограф Катрина Нейбурга в сцене именин у Лариных украсила задник видеоартом, в частности, с теми же бородатыми детьми и костюмы кошмара (художники Марите Мастиня и Роландс Петеркопс) развивают темы костюмов гостей ларинского «глупого бала», да и тарелки там были такие же, — получается, что Онегину в искаженном виде являются уже знакомые нам персонажи. Обе идеи здравые: они, безусловно, основаны на Пушкине, а инъекция Пушкина в либретто Чайковского (которое, мягко говоря, уступает качеству музыки) только на пользу. Лишь одно сомнение: бестрепетный ре-мажор полонеза все-таки не содержит никаких отзвуков душевного неблагополучия, которое предполагает бред Онегина.
Нейбурга — известная латышская видеоартистка, и видеоарт в спектакле завораживает: вот на заднике живут могучие деревья, падают листья, колышется трава, вот течет Нева, колонны отражаются в ряби вод… Посреди сцены гигантский квадратный подиум: накрытый белым одеялом, он становится гиперкроватью Татьяны, скатертью — таким же столом, пустой — бетонированной площадкой где-то в городском предместье, залитой светом фонаря, тут происходит роковой поединок Онегина с Ленским. Хорошо бы еще в этот момент убрать с обрамляющих пространство панелей-кулис заснеженный лес, а то сценография атрибутирует два места действия одновременно.
Но вот как раз сцена дуэли идет почти что в концертном исполнении, и ничто не отвлекает от того, как чешский тенор Павел Чернох искренне и проникновенно, а потому ничуть не приторно и не пошло, поет главный хит русской оперы — арию Ленского «Куда, куда».
А Кристина Ополайс так ведет всю роль Татьяны — от начала до конца. На вопрос «Ужель та самая Татьяна?» следует дать горячий утвердительный ответ. «Дика, печальна, молчалива», она и впрямь в семье родной кажется девочкой чужой (контрасту способствует мещанка-мамаша, похожая на примадонну провинциальной оперетты на пенсии: отменная работа Кристины Задовской). У Ополайс поразительна непрерывность внутренней жизни, она не пропускает тончайшие вещи: например, в устах Онегина «супружество нам будет мукой» невыносимо потому, что в этом «нам» — все-таки допущение возможности быть вместе. Она поет «в моей душе» — и это не просто слова партии: душа есть, нежная и глубокая, и ее трагические приключения становятся главным смыслом и ценностью спектакля.
Который петербургский дирижер Михаил Татарников ведет стремительно, гибко и стильно — с чувством, но не размазывая соплей.

Сверхновая
Кристина Ополайс продолжила список питомцев Латвийской национальной оперы, сделавших большую мировую карьеру: это сопрано Элина Гаранча, баритон Эгилс Силиньш, дирижер Андрис Нельсонс и др. Ополайс уже с успехом спела в двух спектаклях Дмитрия Чернякова: «Игроке» (в Берлине и Милане) и «Дон Жуане» (Экс-а-Прованс), только что – заглавную партию в «Русалке» Дворжака в Баварской опере. В «Евгении Онегине» она участвует как приглашенная звезда.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков