Театральная критикаНациональный глобализмОркестр Михаила Плетнева отметил двадцатилетие в европейско-американском стиле, и только гимн «Боже, царя храни» вернул нас в отечествоВедомости / Вторник 09 ноября 2010 Тема монархического гимна цитируется Чайковским в его Славянском марше — прочие темы этого произведения сербские, причем главная из них напоминает еврейскую, а вызвавший к жизни партитуру исторический контекст войны с турками не напоминает уже ничего. Панславизм, явившийся к юбилейному столу на бис, выглядел частным случаем российского панъевропеизма и даже глобализма — явлений, с которыми мы встречаемся не каждый день. Место за пультом худрук оркестра поделил с Кентом Нагано — тем самым декларировалась мысль, что оркестр-юбиляр способен играть с дирижерами разных стран и манер. Сами же произведения были выбраны такие, в которых Российский национальный оркестр показывал себя и как единый организм, и как конгломерат равно прекрасных оркестровых групп, и как коллекция отборных солистов. Соло флейтиста Максима Рубцова в «Леоноре» Бетховена задало планку, среди роскошеств «Дон Жуана» Рихарда Штрауса одним из самых дорогих был гобой Ольги Томиловой, а главным героем «Болеро» Равеля стал, естественно, молодой барабанщик Илья Мелихов. Кент Нагано словно разбирал оркестр на части и вновь собирал его, заставляя нас, как на презентации, любоваться всеми его сочленениями. Во втором отделении Михаил Плетнев провел Вариации и фугу на тему Перселла Бриттена — сочинение, имеющее уже совсем откровенный подзаголовок «Путеводитель по оркестру». Странное дело: музыканты играли строго и скромно, вовсе не стараясь перещеголять друг друга, — а когда Плетнев поднял на персональный поклон исполнительницу на контрафаготе Елизавету Вилковыскую, та как будто смутилась. Российская премьера сочинения самого Плетнева «Джаз-сюита» вполне вписалась в логику концерта. Остроумная, с элементами капустника, сюита Плетнева тоже подала оркестр как выставку групп и солистов: только здесь они фланировали в пикантных джазовых ритмах, обнаружив редкое для российских симфонических музыкантов умение играть со свингом. Конечно, с таким уровнем мастерства невозможно не поздравить, пусть даже юбиляр так молод. В дальнейшем московский сезон оркестра не балует количеством событий — до лета предстоит всего четыре концерта с Плетневым, а из приглашенных дирижеров заявлены только двое — Александр Ведерников и Михаил Грановский. Современные русские композиторы: Михаил Плетнев |