Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Театр пловцов и певцов

На фестивале в Экс-ан-Провансе Дмитрий Черняков внес в историю Дон Жуана комические ноты, а Робер Лепаж в «Соловье» погрузил кукловодов в воду

Ведомости-Пятница / Пятница 09 июля 2010
Уффф. Мы молодцы!!!!!!! Стоячая овация, Лепаж в счастье ))))«, — написала в своем сетевом дневнике оперная певица Ольга Перетятько, которой довелось исполнить заглавную партию в опере Игоря Стравинского «Соловей» на проходящем сейчас в Экс-ан-Провансе оперно-музыкальном фестивале.
Канадский режиссер Робер Лепаж, заслуживший стоячую овацию, прекрасно известен и нам. Можно даже сказать, что он — любимец московской театральной критики, раз на одном из последних фестивалей «Золотая маска» ему была выдана премия за «Лучший зарубежный спектакль, показанный в России». В спектакле «Обратная сторона Луны» сам Лепаж ходил по сцене и водил перед собой маленького космонавтика. В спектакле «Соловей и другие сказки», который украшает афишу фестиваля в Экс-ан-Провансе, трудятся кукловоды, находящиеся по пояс в воде. Они благодарны Лепажу за эту работу, потому что жара на юге Франции сейчас такая, что порой приходится отменять дневные репетиции и переносить их за полночь.
Фестиваль в Экс-ан-Провансе пользуется популярностью в Европе. Конечно, это не Зальцбург с его бюджетом, звездами и обилием жанров, но художественный уровень здесь на высоте. Руководитель фестиваля Бернар Фокруль — человек современный, а значит, не приходится удивляться, что в концертной программе соединяются блокбастеры Берлиоза от Лондонского симфонического оркестра и, к примеру, старинная марокканская музыка в исполнении Жорди Саваля и ансамбля «Гесперион XXI». Оперные спектакли проходят во Дворце архиепископа и за городом, в деревне Гран Сен-Жан, под открытым небом. Названий всего пять, но среди них есть и барокко («Пигмалион» Рамо), и современная опера («Возвращение» аргентино-французского композитора Оскара Страсного), и Моцарт с Глюком, и Стравинский.
Ранняя опера Стравинского «Соловей», пересказывающая сюжет Андерсена о том, как певчая птичка отогнала Смерть от одра китайского Императора, — главная часть спектакля Лепажа по произведениям этого композитора. Режиссер получил благодатный материал, на основе которого сочинил тонкую фантазию, соединив театр теней, марионеток, пловцов и оперных певцов. Смерть огромным скелетом полощется в воде и поет роскошным голосом солистки Большого театра Светланы Шиловой. За Императора — интеллигентный бас из Мариинского Илья Банник. А вот Ольгу Перетятько, которая поет Соловья и которую мы цитировали в начале, у нас совершенно не знают, потому что вся ее отечественная карьера свелась к пению в детском хоре. Между тем певица она изумительная — колоратурное сопрано с блестящим верхом и, что реже встречается, красивым наполненным низом.
Птичью партию Ольга уже пела на премьере в Торонто, а спектакль Лепажа приехал в Экс-ан-Прованс именно оттуда. Ничего, что мировая премьера уже прошла, зато копродукция существенно экономит фестивалю затраты. После фестиваля «Соловья» ждут к себе другие пайщики — Лион и Амстердам. Точно так же, в складчину, поставлены и другие спектакли. Один из них — «Дон Жуан» Моцарта — выпущен совместными усилиями фестиваля и театров Мадрида и все того же Торонто. Но еще раньше, чем в Испании и Канаде, спектакль появится в Москве: постановку, которую осуществил режиссер и сценограф Дмитрий Черняков, купил Большой театр взамен сорвавшегося проекта с Анатолием Васильевым, и этой осенью мы ее увидим.
Как всегда в современном театре действие оперы перенесено в наши дни. Этот прием не нов, не новы и проблемы, которые возникают при его использовании. Взять, например, убийство Командора: если в эпоху плаща и шпаги подобное дело входило в заслугу каждого уважающего себя дворянина, то в наше время прирезать пожилого человека — не столь безобидная мелочь. Черняков не только блестяще выпутывается из подобных задачек, но и ставит их на службу своему замыслу. Командор умирает несколько комично, потом его хоронят с венками, но не стоит думать, что в следующий раз он выйдет на сцену только в финале. Фрайбургский барочный оркестр под управлением Луи Лангре исполняет Моцарта аутентично, артисты вымуштрованы и играют с отдачей. В течение своей выходной арии Донна Эльвира, которую поет сексапильная латышка Кристина Ополайс, хочет стянуть перчатку и никак не может, хотя ей тщится помогать сам Дон Жуан в исполнении звезды — датского баритона Бо Сковхуса. В подобных деталях Черняков добился абсолютно кинематографической правдивости. Тем смешнее воспринимается занавес, в самые неподходящие моменты с грохотом падающий на сцену — почти как в кино у Питера Гринуэя.
До 21 июля, www.festival-aix.com

Смерть огромным скелетом окружает одр Императора и поет роскошным голосом Светланы Шиловой
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков