Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Сотворил великое

В Москве исполнят ораторию, в которой композитор Гайдн подобен Творцу Вселенной

Ведомости-Пятница / Пятница 19 января 2007
В прошлом году мы так увлеклись празднованием юбилея Моцарта, что как-то и забыли о Гайдне. Но терпение: еще несколько дней, и Фортуна в лице Александра Рудина вывернет на дорогу справедливости.
Гайдн и Моцарт жили в одно и то же время и дружили, только Гайдн родился задолго до Моцарта, а умер много позже его. Если к Моцарту прилипло множество романтических мифов, не соответствующих действительности (отравление, общая могила), то его старший современник удо-стоился лишь почтительного эпитета «папаша Гайдн». О нем не спорили в связи с судьбами искусства. Что бы ни происходило вокруг, всегда должен существовать такой папаша, который, не ровен час, да и «сотворит великое».
Ораторию «Сотворение мира» Гайдн написал на склоне лет, после возвращения из Англии. Там он был удостоен всех мыслимых почестей. Там же увидел телескоп, а в него — звездное мироздание. Промолчав долгие минуты, Гайдн сказал только: «Так далеко… Так высоко…»
Слава Творцу, описания его дел имеются в Бытии, а также в поэме Мильтона «Потерянный рай». Кроме этих текстов Гайдну понадобились оркестр, хор и три певца. Певцы поют сначала за трех архангелов, а в последней части —
за Адама и Еву. До потери рая дело не доходит: все оканчивается семейным дуэтом героев (злые языки сравнивают его с дуэтом Папагено из Папагены из «Волшебной флейты» Моцарта) и фугой, прославляющей божественный замысел.
В 1798 году на премьере «Сотворения мира» стонала от восторга Вена, через два года ораторию слушал Наполеон. Россия, не успев поссориться с последним, успела восхититься творением Гайдна: оно стало первым проектом петербургского Филармонического общества, открытого в 1802 году.
В последнее время ораторию в России играли редко, и вообще-то за это надо наших музыкантов похвалить. Значит, у них еще остался подобающий трепет: ведь губить такой шедевр особенно гнусно в свете деяний Создателя.
Есть большой процент вероятности, что грядущее исполнение будет хорошим. Московский оркестр Musica Viva в прошлом сезоне так рванул, что стал буквально в первый ряд наших музыкальных сил. А в помощь оркестру и дирижеру Александру Рудину призваны сотрудники из Европы: бельгийский камерный хор Octopus и три солиста. Среди них тенор Маркус Брутчер и бас-баритон Вольф Маттиас Фридрих, оба с хорошими биографиями. А третью мы знаем — это Лидия Тойшер, прелестная Эвридика, певшая год назад в «Орфее» Глюка у Теодора Курентзиса. Единственная проблема европейцев: их интеллигентные голоса в Большом зале консерватории иногда теряются — так что покупать билеты желательно… ну, чуточку поближе.
27 января, Большой зал консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 629 39 57
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков