Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Начинаем с себя

Тринадцатого июня открывается XIII Конкурс им. Чайковского. Он поддержит свою внутрироссийскую марку — а может быть, и мировую

Ведомости-Пятница / Пятница 08 июня 2007
Окажется ли число 13 счастливым? XIII Конкурс им. Чайковского, который станет основным музыкальным событием июня, поставил перед собой ту же самую задачу, которую вполне серьезно ставили два предыдущих, но с ней не совладали: вернуть состязанию мировой престиж.
Триумф и поражение
Всемирная слава Конкурса им. Чайковского родилась однажды и, казалось, навсегда: в 1958 году, в расцвет оттепели, годом позже Фестиваля молодежи и студентов, раздраившего люк между миром и СССР. Удачу замыслу принес американец Ван Клиберн. Хотя первую премию надо было дать советскому пианисту, этого сделать не удалось: Клиберн был на сто голов выше всех. Московский успех Клиберна и Конкурса оказался всемирным.
Следующие восемь конкурсов лучше боролись за национальные приоритеты. Иностранцы побеждали редко. Но советская школа и была лучшей, если не в абсолютном измерении, то в конкурсном уж точно: она воспитывала бойцов. Скандалы случались каждый год, публика хорошо освоила роль заклятого врага жюри, и все же карьеры Владимира Ашкенази, Гидона Кремера, Елены Образцовой или Михаила Плетнева начались именно с золотых медалей Конкурса Чайковского.
С течением лет московский конкурс приобрел устойчивую репутацию одного из важнейших в мире наряду с конкурсами в Брюсселе, Лидсе, Форте-Уорте, Варшаве — и всех их превзошел масштабами. Только в Москве одновременно соревновались и пианисты, и скрипачи, и виолончелисты, и певцы, и даже мастера — создатели струнных инструментов. Но ход конкурсной интриги задавали уже не только битва талантов и школ и даже не только политика, но и борьба за влияние всемирно известных педагогов, интересы импресарио, агентов звукозаписи и производителей роялей.
X конкурс, прошедший в 1994 году, потерял все и разом. Он пришелся на эпоху дикого рынка, был приватизирован и разодран сражением частных интересов. В итоге наградить первыми премиями оказалось вообще некого, хотя по дороге были отсеяны превосходные артисты. Будучи возвращен в государственное лоно, в 1998 и 2002 годах Конкурс репутации не исправил. Его общий уровень сильно упал, а лауреатские награды перестали котироваться на мировом рынке. Дошло до того, что кто-то из лауреатов первых премий вообще не нашел себе применения в качестве солиста и отправился в оркестр.
Будем справедливы: Конкурс Чайковского виноват во всем не один. Последнее время все мировые конкурсы не открывают имен, в одночасье становящихся знаменитостями. Рынок музыкантов, вдохновенно одинаково исполняющих типовой репертуар, затоварен сверх меры.
Игра в открытую
Тем не менее в преддверии открытия XIII Конкурса его организаторы во главе с министром культуры Александром Соколовым вновь заявляют о восстановлении утраченного реноме. Кое-что для этого предпринято: 200 конкурсантов прошли предварительный отбор по видеозаписям. Членам жюри, среди которых, как всегда, много педагогов — а кто компетентнее них в оценке? — запрещено ловчить с цифрами-баллами и предписано голосовать в открытую: да или нет. Впрочем, процесс голосования все-таки обнародован не будет — последствия могут оказаться непредсказуемыми. Педагоги не будут иметь права голосовать за своих учеников — но это ограничение существовало и раньше, вовсе не являясь гарантией от сговоров в жюри. Решительнее всех настроен председатель жюри пианистов Николай Петров: он начал с себя, вернее, со своих учеников, запретив им участвовать в Конкурсе Чайковского и справедливо рассудив, что в мире существует еще сто конкурсов, на которых они смогут себя проявить.
Вполне вероятно, XIII Конкурсу удастся поддержать по крайней мере внутрироссийский авторитет. Оргкомитет уже договорился о гастролях будущих лауреатов по России, бывшим республикам и странам Восточного блока. А там звание лауреата первой премии Конкурса им. Чайковского все же кое-что значит.
Фигура Николая Петрова, пусть малоизвестная на Западе, но заметная в российских медиа, для популяризации Конкурса выбрана удачно — так же, как и фигура председателя жюри скрипачей Владимира Спивакова. Гастрольный рынок России снова оживает, и новые артисты, получившие награды из рук российских знаменитостей, найдут на нем спрос. Что же до международного реноме, то его восстановление зависит лишь от того, откроет ли Конкурс действительно блестящего молодого музыканта.
Оправдание причастности
На что ходить и ходить ли вообще? Бессмысленно давать советы аудитории, которая либо не интересуется музыкальными состязаниями, либо, наоборот, годами ждет того мига, когда можно занять место в зале и жадно выслушивать все, что поможет опознать явление фаворита. Объективно самый интересный тур — второй, а пик эмоций наступает в момент объявления шестерки лучших, прошедших в третий. Это момент не для слабонервных: именно тогда и становится ясно, удался ли Конкурс и оправдалось ли чувство коллективной причастности слушателей к творящейся драме.
13-30 июня, Большой и Малый залы консерватории, Концертный зал им. Чайковского, Дом музыки.
Официальный сайт конкурса: www.xiiitc.ru
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков