Театральная критикаРояль больше не корольВ Рахманиновском зале консерватории начинается «Фестиваль-фейерверк альтернативных клавиристов»Ведомости-Пятница / Пятница 07 сентября 2007 Алексей Любимов, лидер музыкальной альтернативы на протяжении четырех десятков лет, а сейчас еще и декан самого передового в консерватории факультета исторического и современного исполнительского искусства, придумал «Фестиваль-фейерверк альтернативных клавиристов», который будет полыхать в течение всего сезона в двух лучших камерных залах столицы Малом и Рахманиновском. Сам Любимов появится в нескольких концертах цикла за роялем, хаммерклавиром и клавесином. Его друзья, ученики и сподвижники продемонстрируют не меньшее разнообразие клавишных инструментов, в числе которых будут и звучный орган, и негромкий старинный рояль Erard. Репертуар простирается от Баха до музыки современной австралийской команды The Necks. Ученик Любимова Сергей Каспров смело cкомбинировал Баха с Листом и обработками Вагнера. Юрий Мартынов разыскал Первый концерт Шопена с аккомпанементом струнного квинтета. Александр Браже составил целую программу из «Вариаций на тему вариаций». Петр Айду намерен сыграть один на двух роялях Piano Phase Стива Райха, а это и двоим-то нелегко. Приедут и альтернативные мэтры старшего поколения Иван Соколов, соединяющий Фелдмана и Уствольскую со Скрябиным и Сати, и Валерий Афанасьев, играющий и читающий Гайдна и Бродского, Данте и Кафку. Панорама задумана необъятная, но имеет и общий знаменатель. Это приоритет индивидуального, нередко вольного подхода к авторскому тексту: Любимов ссылается на эпоху романтического пианизма от Падеревского до Горовица, когда царила субъективная воля исполнителя. Разница же в том, что большому концертному роялю более не отводится роль короля инструментов нынешний клавирист-альтернативщик принимает близко к сердцу всю историю клавишного дела и свободен в выборе любого из множества инструментов. В первом концерте фестиваля Михаил Дубов, съевший собаку на ультраавангарде, неожиданно усядется за французский Erard 1830 года и сыграет русскую салонную музыку тех лет Глинку, Фильда и никому не известные «24 прелюдии и фугу» Гурилева. А ученица Любимова Ольга Андрющенко, любящая Шуберта и Листа, напротив, огорошит смесью модерна и конструктивизма (от Скрябина до Мосолова), для чего ей понадобится мощный немецкий Steinway. 12 сентября, Рахманиновский зал консерватории, Б. Никитская ул., 11, тел. 232 53 53 Музыканты продемонстрируют разнообразие клавишных инструментов рояль и орган, хаммерклавир и клавесин |