Театральная критикаЭто все-таки повторитсяФранцузские знаменитости специально приедут в Москву, чтобы выступить в спектакле «Пеллеас и Мелизанда» в рамках «Золотой маски»Ведомости-Пятница / Пятница 11 апреля 2008 Пеллеаса и Мелизанды«, одной из главных опер XX века, в репертуаре наших театров нет. И то, что Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко отважился на ее постановку, конечно, следует считать прорывом. При этом делать оперу Дебюсси частью постоянного репертуара театр и не планировал. Это был разовый проект, год назад осуществленный совместно с французскими партнерами в рамках Чеховского фестиваля (см. «Скинуть сотню лет», «Ведомости», № 112(1886) от 21.06.2007 http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/06/21/127888). Тогда мы восторженно рапортовали об удаче акции, но и не надеялись, что ее можно будет повторить. Дело в том, что на главных ролях в постановке востребованные французские артисты, и первым делом дирижер Марк Минковский. Наши меломаны знают его по записям, а он с равным успехом записал море французской музыки. Он исполняет барокко, причем в дотошно аутентичном звучании, и оперетты Оффенбаха, выказывая себя человеком, не чуждым легкомысленного изящества. «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси совершенно отдельный случай. Передать тонкую вязь этой партитуры, сумрачные переливы ее настроений дело, посильное избранным. Еще поразительнее то, что Минковский смог добиться всего этого с регулярным оркестром московского театра в итоге музыканты играют неуловимого и утекающего из-под пальцев Дебюсси лучше, чем родных Чайковского и Римского-Корсакова. В составе артистов есть уникум московский бас Дмитрий Степанович. Он поет короля Аркеля, находя для его небольшой партии редкостные нюансы. Тем не менее тон задают французы. Хрупкую Мелизанду, воплощение таинственности (кто она, откуда, мы так и не узнаем), играет молодая певица Софи Марен-Дегор, робкого Пеллеаса тоже молодой Жан-Себастьян Бу, а главного героя оперы страдающего Голо, как и Пеллеас, влюбленного в Мелизанду, испытанный французский баритон Франсуа Ле Ру. Им приходится непросто, поскольку певцы обязаны детально воспроизводить и заковыристую режиссуру французского мэтра Оливье Пи. Нельзя сказать, что режиссер и его соратник, художник Пьер-Андре Вейц, идеально попали в суть драмы Метерлинка и оперы Дебюсси. У них все гораздо более угловато. Нет-нет, сценическая конструкция, которую ворочают несколько десятков рабочих сцены, впечатляет. На это чудо сцены стоит сходить посмотреть отдельно. Но в то же время это постановочная «фишка», мало соотносящаяся с характером оперы. Режиссер и художник разрабатывают подобные конструкции в разных своих спектаклях, а раз так, то им, получается, важнее показать свое ноу-хау, чем помочь нам понять этот мистический шедевр, в котором и активного действия-то нет, а только слепая судьба на наших глазах течет сквозь персонажей. 12, 13 апреля, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, ул. Б. Дмитровка, 17, тел. 662 53 52 Передать вязь этой партитуры, переливы ее настроений дело, посильное избранным |