Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Весенний разбойник

Петр Поспелов о сезонной музыке

Ведомости-Пятница / Четверг 15 мая 2008
Соловей — Солист-Премьер симфонии, дарующей внимательному уху роскошное разнообразие
Барбара Фриттоли, победоносным взглядом примадонны глядящая на нас с московских афиш (послезавтра ее сопрано будет разливаться под сводами Зала имени Чайковского), замыкает стайку тех чудесных певуний, которых в последние сезоны у нас побывало немало: Лора Клейкомб, Суми Йо, Мариелла Девиа, Патриция Чиофи. Сходим, насладимся, конечно! И айда на колеса: ведь мы должны успеть еще на один концерт — туда, где поет Соловей, а его сезон в самом разгаре.
Соловей — солист-премьер весенней симфонии, дарующей внимательному уху роскошное разнообразие. Музыка — все, что мы слышим, только захоти! В весеннем воздухе музыкальным становится капание воды из прохудившегося крана, далекий лай собак, звяканье тазов, урчание полуночного мотоцикла и негромкие скандалы окрестных гуляк. Далекое и близкое посылают друг другу приветы, а соловей — он везде и нигде, он далеко и близко. Сезон лягушек пока еще не наступил, и как-то давно уже в нашем поселке повывелись те, кто задумал бы сыграть квартет.
Раньше за забором богатырским басом пел Илья, особенно после бани. Старожилы помнят, что Илья, бывало, состязался с Соловьем и метал в кроны дерев литые чугунные диски, вопя: «Разбойник!» Теперь Илья не то что постарел, но утратил вкус к мифологическому поведению. С его музыкальными вкусами мне стало неловко спорить: разучившись петь, он заводит из-за забора патефон.
Когда патефон Ильи молчит, а разбойник поет, звучит симфония весны… Нет, это, конечно, никакая не симфония. У нее нет ни формы, ни развития. Она звучит и, звуча, стоит, колышется на месте. С точки зрения аналитика просто пакость. Европейскому мозгу, с его приоритетом динамики, логики и целенаправленности, внимать такой музыке нелегко. Вот почему (Андерсен не даст соврать) история с Соловьем и императором приключилась в Китае, а император, впервые в жизни заплакавший от пения, был китайский. Но и нас кое-что выручает.
Выручает весна — время года, само по себе полное динамики. В это время все планируется, затевается, ершится и ждет лета, когда можно будет растянуться в сладкой неподвижности. Оказывается, и Соловей летом никуда не улетает. Премьер-разбойник становится тих. Ему просто нет нужды более петь: его семья сложилась, его птенчики мирно едят козявок. Его пауза никому не слышна, а мы знаем, как звучат паузы у Моцарта и Шуберта.
Осенью, как и весной, мы так же бурно движемся — только уже к зимней спячке. Нам роднее лето и зима, чем весна и осень. Гендель был зимним композитором: в его неподвижных операх чувствуется суровый лондонский холод. Бах — весенним: в его музыке текут кровь, слезы и на Пасху творится Воскресение. Моцарт — летний композитор, одна счастливая гармония. Бетховен — весенний, он прорубает льды. Шуберт — зимний. Глинка — зимний. Рахманинов и Стравинский — весенние. Шостакович тоже был весенним, а стал зимним. Прокофьев же, наоборот, из весеннего стал летним, никологорским.
Сейчас у нас весна, но в целом время зимнее, и нам не хватает большого российского зимнего композитора — как Мусоргский.
У нас в целом время зимнее, но сейчас у нас весна, и она размыкает границы. В моей домашней фонотеке алябьевского «Соловья» поют Лили Понс по-английски, Эдита Груберова по-немецки, Рита Штрайх (уроженка Барнаула) и Натали Дессей по-русски. И Мадо Робен по-французски. Пожалуй, именно она, берущая ля третьей октавы, больше всех похожа на нашего Соловья. Весной соловьиным пением звучит весь мир. Кажется, вот-вот — и время перельется через стенки нашего мира. И Император приветливо скажет:
— Доброе утро!

Вот почему история, рассказанная Андерсеном, приключилась в Китае, а император, впервые в жизни заплакавший от пения, был китайский
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков