Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В ожидании рассвета на Москве-реке

Петр Поспелов о сигналах из центра

Ведомости-Пятница / Пятница 15 августа 2008
Пять Вещей, которые нужны, чтобы организовать музыкальный фестиваль
В эти дни невозможно приехать в какой-нибудь город Европы, чтобы не нарваться на музыкальный фестиваль. Не каждый из них, конечно, сравнится с Зальцбургским (по размаху), Байройтским (по исторической славе) или Эдинбургским (по охвату видов искусства), но всякий город или земля считает своим долгом заманивать туристов высокими развлечениями. Время фестивалей — лето, точнее, с поздней весны по раннюю осень.
Строго говоря, весенне-летние фестивали есть и у нас. Самый большой, недавно закончившийся — это петербургские «Звезды белых ночей», им руководит Валерий Гергиев. Непосредственно перед ним проходит Московский (но раскинувшийся на всю страну) Пасхальный фестиваль, им тоже руководит Валерий Гергиев. А три года назад появился еще и Фестиваль оркестров мира, идущий в Москве в первой декаде июня и приуроченный ко Дню России. Июль и август пока остаются месяцами вакантными.
Фестиваль оркестров мира еще называют Кремлевским. Хотя мы, критики, и ругаем его за отсутствие концептуального программирования, он важен потому, что его поддерживает центральная власть. А это, как теперь стали говорить, сигнал. Губернатор в регионе делает вывод, что раз в Кремле на главный государственный праздник ставят концерт классической музыки, значит, это не такое уж никудышное дело. И, может быть, стоит послушать дирижера, который давно надоел со своими просьбами купить в областной оркестр новые скрипки и валторны, а то не на чем играть.
И это уже происходит. Следующим шагом будет фестиваль. Почему бы не пригласить сыграть с ***ским оркестром Анне-Софи Муттер или не позвать продирижировать Густаво Дудамеля Берлиоза на открытом воздухе. Или «Садко» с видом на Волхов. Или «Рассвет на Москве-реке» на Москве-реке. Вполне возможно, что разовьется до солидности только что основанный весенний фестиваль в нашей третьей столице, Сочи, — там уже выступил Башмет.
В Москве в жаркую погоду, конечно, устраивать фестиваль противно: всякий нормальный человек стремится за МКАД. Но недаром же нам с самого верха сказали, что нужно двигаться в область. Там много изумительных мест, к примеру по Рублевскому шоссе, и много обеспеченной публики, которая с удовольствием будет слушать классику среди парков и рощ. В «Архангельском» уже стали устраивать отдельные классические концерты.
Чтобы организовать фестиваль, нужно пять вещей.
Первая — инициатива власти. Сигналы руководству Московской области, как мы видим, поданы.
Вторая — деньги. Не проблема. Буде власть скажет, спонсоры возьмут под козырек.
Третья — зал, причем с хорошей акустикой, желательно спроектированный японцами. В Тэнглвуде, на полпути между Нью-Йорком и Бостоном, где находятся летние квартиры Бостонского симфонического оркестра, есть Сарай имени Кусевицкого, в нем играет оркестр, а публика сидит на поляне. Но рядом построен и прекрасный зал, дорожки к нему проложены через траву и цветочки.
Четвертая — руководитель фестиваля, интендант. Иногда фестивалями руководят музыканты, в том числе и наши. Кремер — в Локкенхаусе, Башмет — на Эльбе, Спиваков — в Кольмаре. Но это маленькие фестивали. Большой фестиваль — не личный бенефис, на что похожи фестивали Гергиева. Времена Караяна, правившего Зальцбургом, ушли. Крупными фестивалями в мире руководят профессионалы. Такие люди умеют сочинить красивую концепцию и подверстать под нее программу, разбираются в музыке и театральных тенденциях (а иногда задают их, как Жерар Мортье или Питер Джонас, долгое время руководившие Зальцбургским и Мюнхенским фестивалями), знают шесть языков, но они же умеют рулить бюджетом, продавать билеты и ладить с властями и спонсорами, а у них всегда свое мнение. У нас таких людей пока нет. Но они растут, о чем говорит успех филармонических проектов с участием европейских звезд, сделанных в фестивальном стиле.
Наконец, пятая — время. К существованию нового фестиваля как туристы, так и артисты мира должны привыкнуть, чтобы включить Россию в свой летний график. Время есть. Нас ждет еще много сладостных золотых лет. И фестиваль появится.

Губернатор в регионе делает вывод: раз в Кремле ставят концерт классической музыки, значит, это не такое уж никудышное дело
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков